Людмила Филатова
Основы формирования ценностных отношений к окружающему миру в начальных классах (на традициях старообрядцев Забайкалья)
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетия в общественном сознании проблемы охраны окружающей среды вышли на одно из первых мест. Однако теоретические поиски их решения замыкаются в основном в рамках естественнонаучных технических дисциплин. С целью преодоления нарастания экологического кризиса разрабатываются всевозможные природоохранные меры, безотходные и замкнутые технологии переработки природных ресурсов. Но эти меры, по-видимому, могут лишь замедлить наступление кризиса и как-то смягчить его, но не в состоянии его предотвратить. В этой кризисной ситуации, когда современная мораль не способна обеспечить выживание дикой природы, традиции коренных народов представляют нам надежду на будущее. Речь, конечно, идёт не о возврате к романтическому прошлому, а о возрождении и соединении экологической этики этнических культур (ценностных отношений) с современной индустриально-урбанизированной цивилизацией.
Публикация «Основы формирования ценностных отношений к окружающему миру в начальных классах (на традициях старообрядцев Забайкалья)» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Большим потенциалом в формировании ценностных отношений к окружающей среде представляет уникальная культура семейских (старообрядцев Забайкалья, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской Московской Руси. За двести с лишним лет у них сложилось устойчивое самосознание, и окончательно оформился культурно-хозяйственный и конфессионально-бытовой уклад, чётко определилось этнокультурное своеобразие, также сформировались основные эстетические идеалы староверов : представления о красоте и гармонии природы, о красоте и опрятности народного костюма, любовь к фольклору, пению. Всё это создаёт определённую гармонию отношений.
Общеизвестно, что только в местной, этнической, национальной культуре отражён экологический опыт взаимодействия человека с определённой природно-ландшафтной средой. Природоохранные традиции, веками закрепляемые в памяти наших предков, ещё не забылись полностью и сохранились у нас в глубинной памяти на уровне генотипа. Если так, то разбудить их гораздо легче, чем прививать что-либо новое.
Поэтому, пока не поздно, народные поверья, обычаи, традиции связанные с ценностными отношениями к окружающей среде требуют своего тщательного изучения, особенно с точки зрения применения в области охраны природы. Другой вопрос – кому их передавать в первую очередь.
Вследствие обострения экологических проблем и кризисов, необходимо вспомнить тот многовековой опыт, накопленный нашими предками, во взаимоотношениях с природой, и использовать для решения поставленных задач, проблем и передать его подрастающему поколению.
Большое значение в формировании ценностных отношений к окружающему миру играет начальная школа. Именно здесь дети впервые попадают в мир знаний об окружающей среде. Дальнейшие отношения их к ней во многом будут зависеть от того, осознаёт ли он ценности природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Целостные отношения во многом определяют социальные потребности, мотивы поведения и поступки человека. Ценности не присваиваются человеком в «готовом виде», как доказано психологами, а формируются постепенно, в процессе социальной деятельности и накопления жизненного опыта.
Структуру ценностных отношений человека к окружающей среде можно вывести из представления о ценности объектов формирования отношений природы, единства «человек-природа». Сознание эко-центрического типа строится на представлении о природе как самостоятельной ценности, независимо от полезности для человека. Отсюда вытекает необходимость в формировании представления и соответствующего отношения к природе как к равной по ценности, и отношения к единству «человек-природа» как к высшей ценности.
Задача формирования такого отношения пока самая трудная для реализации, поскольку все мы живём в атмосфере антропоцентрического миросозерцания. При работе с младшими школьниками дело облегчается тем, что по своей природе они являются носителями субъект - субъективных отношений, то есть относятся к природе как к равно ценностному действующему лицу. Отсюда задача педагога – по возможности сохранить и поддержать такое эмоциональное отношение к окружающей среде.
Такому отношению будет способствовать формирование у детей чувства родства человека и природы (чувства генетического единства с природными объектами, чувства принадлежности к природе). Человек в этом случае осознаёт единые с другими природными объектами генетические корни, своё родство с природой и относится к окружающим его животным, растениям как к своим «братьям меньшим».
Однако в современных условиях одного только осознания многообразной ценности природы, зависимости жизни человека от состояния среды, чувства родства и единства с ней становится уже недостаточно. Природную среду нужно спасать. И здесь на помощь могут прийти традиционные этноэкологические традиции народов, проживающих в частности в Забайкалье.
К особенностям традиционной культуры старообрядцев Забайкалья исследователи относят : целостность, самобытность, сохранение связи между региональной, национальной и мировой культурой, особенности древнего православия и особенности менталитета, изолированность, экстремальный характер, своеобразная «модель мира», природосообразность, творческая направленность.
Данная культура помогает нам почувствовать дыхание жизни наших предков. Но мы обращаемся к ней не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства.
Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов, и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями.