Ирина Лукина
Опыт работы по духовно-нравственноve воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Нравственность – разум сердца» Г. Гейне
В современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей и педагогов можно воспитать у ребёнка эти качества. Закладывание духовно – нравственных основ должно начинаться с детства. Ещё в старину люди говорили; «Воспитывать ребёнка надо, когда он лежит поперёк кровати, а не в длину».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно – пространственной среды. Основы духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста должны пройти красной линией через все виды детской деятельности.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: любовь ко всему живому, милосердие, честность, справедливость, дружба и многих других. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.
Для эффективной работы в этом направлении я определила ряд задач:
- знакомство с основами духовных традиций и укладом жизни русского человека, его бытом, национальными праздниками;
- воспитание у детей чувства любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу;
- формирование интереса к народным обычаям;
- воспитание бережного отношения к миру природы и ее обитателям;
Конечно, работу по духовно – нравственному воспитанию нужно начинать с создания для детей тёплой душевной атмосферы. Каждый день у ребят в детском саду должен быть наполнен чем – то интересным и важным. В предметно – развивающей среде группы создан уголок по нравственному воспитанию, где собран методический материал на различные темы: «Семья», «Детский сад», «Русское народное прикладное творчество», «Мой родной край», «Мир вокруг нас». Подобран материал по различным направлениям духовно – нравственного воспитания : «Православные праздники в детском саду», «Детская библия», «Храмы города Борисоглебска». В течение года я знакомлю детей с народными праздниками: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Сороки». Особый интерес у детей вызывают «Уроки нравственности», встречи со священнослужителями церкви, благотворительные акции, например «Белый цветок», «Пасхальная открытка», «Сладкий подарок детям», направленные на развитие нравственных качеств у детей.
В период обновления дошкольного образования значительно выросла роль патриотического воспитания. В нашем детском саду сложилась традиция в канун дня Победы организовывать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, возлагать цветы к мемориалу погибших воинов, участвовать в Бессмертном полке.
Источником духовного обогащения является – природа. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность. Задача взрослых – развивать у детей способность видеть красоту родной природы, воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы и её обитателям и на основе этого сформировать духовно развитого, духовно богатого человека.
Чтобы у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Для родителей оформлены стенды, включающие информацию о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам нравственного развития детей, проходят совместные развлечения, мастер – классы, тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Работа по развитию духовно – нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Я надеюсь, что человеческие чувства взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, гуманными гражданами родной страны.