Дарья Лебедева
Основные задачи развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Основные задачи развития речи
Непременным условием для всестороннего развития ребенка
является общение его со взрослыми. Взрослые хранители опыта,
накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать
этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык «важнейшее
средство человеческого общения»
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей до-
Публикация «Основные задачи развития речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
школьного возраста в детском саду обучение родному языку, раз-
вития речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая зада-
ча состоит из ряда
специальных, частных задач : воспитания
звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации
словаря, совершенствования грамматической правильности речи,
формирования разговорной (диалогической речи, развития связ-
ной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое
общение в его полном виде — понимание речи и активная речь
развивается постепенно.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи на первом году жизни. Ребенок отвечает
улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это
именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью ос-
мысленно произносимых и понимаемых слов.
В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на
особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова.
Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой стороной, сопровождая действия взрослого. Однако речь, слово, всегда обозначает выполнение определенное действие (встань, сядь, конкретный
предмет (чашка, мячик, определенное действие с предметом (возьми мячик, дай куклу, действие предмета (машина едет) ит. д
Без такого точного обозначения предметов, действий, качеств предметов и их свойств взрослый не может руководить поведением ребенка, его действиями и движениями, поощряя или запрещая их.
В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают самые общие отношения друг к другу, свое удовольствие или неудовольствие, т. е. чувства, но не мысли. Этого становится совершенно
недостаточно, когда во втором полугодии расширяется мир ребенка, обогащаются его взаимоотношения со взрослым (а также с
другими детьми, усложняются движения и действия, расширяются возможности познания. Теперь необходимо говорить о многих
интересных и важных вещах вокруг, а на языке эмоций это сделать
иногда очень трудно, а чаще просто невозможно. Нужен язык слов,
нужно речевое общение со взрослым.
При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован
только взрослым. Но когда взрослый привлекает его внимание и
чему-то, он как бы переключает часть этой заинтересованности на
предмет, действие, другого человека. Общение не утрачивает эмо-
циональный характер, но это уже не собственно эмоциональное
общение, не «обмен» эмоциями ради них самих, а общение по
поводу предмета. Произносимое при этом взрослым и слышимое
ребенком слово, неся на себе печать эмоций (в таких случаях оно
и произносится выразительно, уже начинает высвобоя даться из
плена эмоционального общения, постепенно становится для ребенка обозначением предмета, действия и т. п. На этой основе
со второго полугодия первого года жизни у малыша развивается понимание слова, речи. Появляется элементарное неполное
речевое общение, потому что говорит взрослый, а ребенок отвечает
только мимикой, жестом, движением, действием. Уровень такого
понимания достаточен для того, чтобы малыш мог осмысленно реагировать на замечания, просьбы и требования в обыденных, хорошо знакомых ему ситуациях. Вместе с тем развивается и инициативное обращение малыша ко взрослым: он привлекает их внимание к себе, к какому-нибудь предмету, что-то просит с помощью
мимики, жестов, звуков.
Произнесение звуков при инициативном обращении имеет особенно важное значение для развития речевого общения : здесь за-
рождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на
другого человека. Столь же важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый. Оно способствует формированию речевого слуха, формированию произвольности произнесения, а без нее невозможно подражание целым словам, которые
ребенок позже будет заимствовать из речи окружающих взрослых.
Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка обычно
к концу первого года. Однако, во-первых, их недостаточно
всего около 10 (мама, деда, ням-ням, ав-ав пт. п., во-вторых, малыш
очень редко употребляет их по своей инициативе. Примерно в се-
редине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит
существенный сдвиг: он начинает активно использовать накоплен-
ный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. По-
являются первые предложения. Характерная особенность этих
предложений состоит в том, что входящие в них слова употребляются в неизменной форме: исё мака (еще молока, мака кипить
(молоко кипит, кисень пецька (кисель на печке, мама бобо (маме больно) 1. Предложения включают два слова; три и четыре слова появляются позже, к двум годам.
Даже такая несовершенная по своей форме, по грамматической
структуре речь сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. Малыш и понимает обращенную
к нему речь, и сам может обращаться к взрослому, высказывать
свои мысли, желания, просьбы. А это, в свою очередь, приводит
к значительному обогащению словаря. Ведь ребенок уже хорошо
подражает речи взрослого, услышанным словам, хорошо понимает
обращенную к нему речь и может комбинировать в предложении
вновь усвоенные слова со словами, усвоенными ранее.
К полутора годам ребенок использует в активной речи при-
мерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и приведенные данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитии речи в
этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих предложениях (теперь уже зачастую трех- и
четырехсловных, приобретают соответствующую грамматическую
форму: девочка села, девочка сидит, и. т. д. С этого времени и начинается один из важнейших этапов
овладения родным языком — овладение грамматической
структурой языка. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно,
грамматические закономерности ребенок
усваивает к трем — трем с половиной годам.
Владение родным языком — это не только умение правиль-
но построить предложение, хотя бы и сложное (Я не хочу идти
гулять, потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен
научиться рассказывать: не просто назвать предмет (Это — яблоко, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из
ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны
и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определен-
ной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело
связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не
требующей дополнительных вопросов и уточнений.
в формировании связной речи отчетливо выступает тесная
связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо,
рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект
рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать
основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие
отношения между предметами и явлениями.
Но связная речь -
— это все-таки речь, а не процесс мышления, не размышление, не просто «думанье вслух». Поэтому для
достижения связности речи необходимо уметь не только
брать содержание, которое должно быть передано в речи, но и
использовать необходимые для этого языковые средства.