Мария Сергеева
Основные структурные элементы интерактивного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе обучения важно применять различные виды приветствия, лучше всего – в игровой форме. Необходимо помнить, что их применение в различных ситуациях способствует созданию единого тона, настроя группы на определённый вид деятельности, вследствие чего происходят снятие душевного и физического напряжения, агрессии, установление психологически комфортной атмосферы для работы, восстановление и повышение жизненного тонуса у детей, создаётся воспитывающая обучающая среда.
Публикация «Основные структурные элементы интерактивного обучения» размещена в разделах
Применение игровых приёмов приветствия поможет незаметному вступлению детей в субъект – субъектные отношения друг с другом и с педагогом, будет способствовать развитию памяти, внимания, речи, воображения, логического мышления, творческих способностей дошкольников.
Многие из предложенных игр стимулируют потребность в познании другого человека через познание себя. Общение в процессе приветствия помогает начать день в мире и согласии, дарить друг другу радость и тепло, которые так нужны для эффективного образовательного процесса. При проведении игр приветствий важно соблюдать следующие основные установки : поделиться друг с другом хорошим настроением; стремиться быть искренним; учиться общаться невербально (например, взглядом); быть готовым принять, понять, поддержать другого человека.
1. Утреннее приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте»
Проводится со всеми детьми одновременно, можно в парах.
Воспитатель просит ребят выполнять то, о чём он будет говорить.
Скажем «Здравствуйте» руками (детям нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).
Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем–нибудь).
Скажем «Здравствуйте» мы ртом.
Станет радостней (веселей) кругом (все произносят хором «Здравствуйте»_.
Можно вместо «ртом» произносить «кивком», тогда после слов все дружно кивают головой.
2. Игра – приветствие «Что в «Здравствуйте» тебе моём?»
Дети озвучивают пожелания для друзей на каждую букву слова «здравствуйте», которые можно подарить другому человеку.
Правила игры: не пропустить ни одной буквы, не повторить пожелания на одну и ту же букву, например:
З – здоровья, зрелости, задора, зоркости
Д – доброжелательности, добра, доверия
Р – радости, равновесия, решимости
А – активности, аккуратности, авторитета
В – внимания, великодушия, важности, веселья
С – смекалки, счастья, свободы, стремления
Т – творчества, таланта, трудолюбия, терпения
В – вежливости, верности, внимания, волшебства
У – уважения, уверенности, улыбок, успеха
И (й) – интереса, искренности, идей, изящества
Т – трудолюбия, таланта, терпения, творчества
Е – единства, естественности
Слова можно называть устно, разместив слово «здравствуйте» в строчку на доске, или записывать пожелания рядом с каждой буквой, расположив его на доске по вертикали.
3. «Рукопожатие через океан»
Перед началом игры участники объединяются в пары, смотрят в глаза друг другу, мысленно желают здоровья, повторяя при этом следующие действия и слова: обменяться рукопожатием всей ладонью со словами приветствия (слова приветствия дети выбирают сами); убрав большой палец, сцепив 4 пальца правой руки (рукопожатие без участия большого пальца) со словами: «Рад тебя видеть»; соприкасаясь друг с другом большими пальцами, говорят друг другу: «Вот мы и встретились!»; два пальца (указательный и средний) правой руки каждого участника «бегут» по левой руке соседа до его плеча. Затем похлопывают по плечу партнё ра всей ладонью и при этом приговаривают: «Если надо будет, я тебе помогу!» или «Я буду рад тебе помочь».
4. Игра – приветствие «Пожелания весёлых пальчиков»
Заглянуть друг другу в глаза и, подняв руки на уровне груди, соприкоснуться ладонями обеих рук. Затем поочерёдно коснуться одноименных пальцев своего соседа, произнося на каждое прикосновение любое пожелание по очереди, начиная с большого пальца. Можно сопровождать следующими словами: желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха, большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Здравствуй (прикосновение всей ладонью руки). Эти слова и действия можно говорить одновременно или по очереди, повторив ещё раз, а в конце вместо приветствия пальцы рук можно переплести и произнести фразу «Удачи тебе».
5. Игра – приветствие «Улыбка»
Можно использовать перед любым занятием.
Для игры дети объединяются в пары произвольно, смотрят друг другу в глаза, мысленно желают здоровья соседу и поговаривают слова: Здравствуй, друг! Как ты тут? Улыбнись мне, А я – тебе.
После этих слов дети улыбаются друг другу, при желании – обнимаются. Затем все садятся на свои места или находят себе нового партнёра и действия повторяются. Продолжительность игры определяет воспитатель.
6. Игра – приветствие «Привет, сосед!»
Дети по команде воспитателя поворачиваются друг к другу лицом. Глядя в глаза соседу, произносят следующие слова: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил.
Можно придумать сопровождение слов движениями рук.
7. Игра – приветствие «Печатная машинка»
Выбирается какая ни будь фраза или коротенький текст для печатания, например:
«Здравствуйте, ребята, Как ваши дела?»
Выбор длины фразы зависит от подготовленности детей. Можно взять четверостишие, в котором есть слово «здравствуйте». Детям раздаётся по букве алфавита или только те буквы, которые встретятся при печатании текста, и те знаки препинания, которые встретятся в тексте. Условия печатания придумывает воспитатель, например:
- согласные буквы – хлопнуть в ладоши;
- гласные – проговорить вслух;
- пробел между словами – всем встать;
- запятая – топнуть ногами;
- точка – хлопнуть ладонями по парте;
- восклицательный знак – ударить ладонями о колени;
- вопросительный знак – хлопнуть ладонями над головой.
Если кто – то из участников ошибся, то воспитатель или все хором произносят слово «Ам!», т. е. убирается ошибка, и хором произносится слово «Вжик!». В конце текста участники игры встают.
8. Игра – приветствие разными частями тела.
Все участники двигаются по группе хаотично. По команде воспитателя дети соприкасаются различными частями тела – приветствуют друг друга рукопожатием, коленками, локтями, носками правой, левой ноги, лбами, плечами, спинами и т. д. Количество прикосновений друг к другу разными частями тела определяет воспитатель.
МЕТОД «ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ»
Цели реализации метода: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между детьми, оперативное их включение в деятельность.
Рамочные условия реализации метода.
1. Оптимальное количество участников — до 25 человек.
2. Специального оборудования реализация метода не требует.
3. Время реализации метода - до 5 мин.
Алгоритм реализации метода.
1. Все участники взаимодействия садятся в круг.
2. Педагог объясняет, как реализуется метод: участники быстро меняются местами, отвечая таким образом на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо предметам, событиям, явлениям. Оптимальное количество вопросов - 10 - 15.
Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто: уже проснулся; жаждет деятельности; пил на завтрак чай; пил на завтрак кофе; добирался до детского сада Пешком; у кого хорошее настроение; хотел бы узнать что-то новое; хочет общаться и т. д.
3. Те участники, которые отвечают на вопрос положительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на какое-либо другое, освободившееся; если участники отвечают на вопрос отрицательно, они остаются на своих местах.
МЕТОД «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»
Задачи реализации метода: оперативное включение детей в деятельность, взаимодействие, создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации.
Рамочные условия реализации метода
1. Оптимальное количество участников — до 25 человек.
2. Специального оборудования реализация метода не требует.
3. Время реализации метода — до 5 мин.
Алгоритм реализации метода:
1. Педагог объясняет условия реализации метода: необходимо оперативно завершить начатую фразу.
2. Педагог начинает фразу (например, «Я пришел сюда.», «А еще хочу сказать.», «А знаете ли вы.», «Если бы я была воспитателем детского сада (доктором).» и т. п.) и предлагает детям без какой-либо подготовки закончить ее.
3. Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее продолжения.
4. Итоги реализации метода подводит педагог, предлагая свой вариант завершения фразы.
Основные структурные элементы интерактивного обучения, которые чаще всего используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
1) «Два – четыре - все вместе». Сначала 1-2 минуты дети знакомятся с материалом самостоятельно, затем начинают работать в парах. При этом обязательно должны добиться согласия в ответе или выводе по заданию. Далее пары объединяются в четверки и обговаривают полученные выводы. После этого переходят к коллективному обсуждению выводов и принятию решения.
2) Работа в группах – это объединение детей в группы по 4- 6 человек и распределение заданий, которые выполняются в течении определенного времени, а затем происходит их обсуждение, после активного слушания. Комментарий воспитателя по работе группы обязателен.
3) «Ролевая игра». Воспитатель (дети) распределяет роли и участники действуют в соответствии с предложенной ситуацией.
4) «Драматизация». Дошкольникам предлагается инсценировать определенный сюжет. При этом допускается драматизация с внесением определенных изменений, если этого требует задание
5) Мозговой штурм (самостоятельная технология – способность проявления собственных представлений и творчества, которые достигаются путем высказывания мыслей всех участников, и помогает найти несколько решений по конкретной проблеме. Главное: сформулировать проблему, которую необходимо решить и способствовать выдвижению новых идей, предупреждая насмешки и комментарии., принимая все- даже абсурдные. Желательно, идеи фиксировать. В завершении происходит обсуждение и оценивание интересных идей.
6) Метод "Микрофон" – это возможность каждого сказать что-то быстро, отвечая на вопрос или высказывая свою мысль. Во время выступления одного ребенка другие не могут выкрикивать с места и комментировать его. Основное – это выработка терпения и концентрации внимания. Используется предмет, имитирующий микрофон. Наиболее продуктивен данный метод, если роль «человека, берущего интервью» выполняет ребенок, а не воспитатель.
7) «Дерево решений». На доске цветными мелками (или на плакате маркерами) выполняется силуэт дерева без листьев. На ветках дерева воспитатель записывает варианты гипотез или решений по определенной проблеме (выкладывает картинки и т. п.).
8) «Аквариум» Группа детей по выбору воспитателя садятся в центр круга, образуя «аквариум с рыбками».
Они демонстрируют выполнение какого-то задания в группе. Остальные дети внимательно следят за работой «рыбок», но не вмешиваются, им мешает «стекло». Только по завершению работы в «аквариуме», наблюдавшим разрешается высказаться.
9) «Тренинг». (Эту форму занятий я отношу к интерактивным). Занятие по определенной теме и с выдерживанием определенных процедур, организованное с преобладанием парных и групповых форм работы. Выполняя определенные задания, дети учатся находить «точки соприкосновения» в спорных вопросах с ровесниками, ценить и уважать чужое мнение, отстаивать свое. Состав групп и пар постоянно меняется. Воспитатель роль тренера - равноправного участника учебного процесса, ведущего детей к осознанию материала, умело направляющий участников к самостоятельным выводам по теме тренинга.
Игровые технологии для детей старшего дошкольного возраста
Упражнение «Приветствие» дети стоят в кругу. Педагог говорит: «Здравствуй! Я рада тебя видеть, Наташенька». Наташа отвечает и обращается к другому: «Спасибо! Привет! Я рада тебя видеть, Саша». Так продолжается до тех пор, пока приветствие не вернется к воспитателю.
Игра-разминка «Прогноз погоды»
Дети друг за другом по кругу и делают друг другу массаж:
«дождь» - постукивают по спине кончиками пальцев;
«пошел град» - сильнее постукивают пальчиками;
«гром и молния» - ребром ладони трут по спине;
«тайфун» - тихо кулачком постукивают по спине;
«землетрясение» - трясут друг друга за плечи;
«солнце» - мягко поглаживают друг друга по спине.
Игра «Фантазеры»
Дети должны продолжить фразу: «Что будет, если…»
Мама разрешит, есть сколько угодно конфет…
Все время будет идти снег…
Животные начнут разговаривать человеческим голосом…
Исчезнут все книги…
Люди перестанут ходить друг к другу в гости…
Из крана на кухне польется апельсиновый сок…
Из облака вместо дождя будут падать виноградинки?
Упражнение «Поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично движутся по комнате и здороваются друг с другом таким образом:
- воспитатель один раз хлопнул в ладоши – здороваются за руку;
- два – здороваются плечами;
- три – здороваются спиной.
Упражнение «Прощание»
Детям предлагают придумать ритуал прощания на каждый день (общее рукопожатие, похлопывание по плечу, поглаживание и т. д.)
Упражнение «Под мосточком проплыви – ласковое слово назови»
Дети встают парами и, взявшись за руки, образуют «лодочки». Двигаясь, пара за парой подходят к дуге-мосту и называют ласковое слово – уменьшительно-ласкательную форму от имени, существительного, что предложит педагог. Если пара сказала правильно, то проходит под мостом, если нет – становится последней.
Игра «Тух-тиби-дух»
Воспитатель. Дети, я открою вам сейчас одну тайну. Если вы очень сердиты, не хотите ни с кем разговаривать и играть, нужно посмотреть в глаза другому ребенку, насупить лицо и сердито проговорить волшебные слова: «Тух-тиби-дух». Эти магические слова можно говорить всем, на кого вы сердиты или обижены.
Примечание. В игре заложен комический парадокс. Проговаривать «тух-тиби-дух» и не засмеяться очень сложно.
Упражнение «Рассказ по кругу»
Цель: развивать умение непринужденной передачи информации в рамках заданной темы.
Выполнение. Ведущий предлагает группе незаконченную ситуацию, связанную с общением. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад – одно предложение, максимум – одна минута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться. «Была хорошая погода…»
Анализ упражнения
1. Насколько сложно было вам продолжить заданную ситуацию?
2. Нашли ли в рассказе отражение ваши реальные взаимоотношения?
Игра «Хорошо — плохо»
Мир не плох и не хорош —
Объясню, и ты поймешь.
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Воспитатель: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
Так же интересны будут для детей игры «Назовите только веселые (мокрые, холодные) слова», «Угадай предмет по названию частей», «Да-нетка».
Только весёлые слова
Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности
Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т. д., пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие и т. д.
Такие разные приветствия
Развивает речевые навыки
- Каждый день приветствуйте детей на другом языке.
Вот некоторые предложения:
«чао» - на итальянском языке,
«бонжур» - на французском,
«ола» - на испанском,
«шалом» - на иврите,
«гутен таг» - на немецком,
«привет» - на русском,
«хэллоу» - на английском,
«моши» - на японском.
Дидактические игры-тренинги для дошкольников
Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными.
Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.
Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.
«Найдем волшебные слова».
Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.
Ход игры
Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».
«Секрет».
Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.
Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.
Ход игры
Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д., кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.
«Подарок на всех».
Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.
Оборудование: цветик—семицветик.
Ход игры
Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?
Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.
Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.
Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.
Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.
«Рукавички».
Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.
Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.
Ход игры
Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.
Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.
Победителей награждают аплодисментами.
«Гуляем по парку».
Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Ход игры
Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог — главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.
«Поводыри».
Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности.
Ход игры
Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.
Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.
Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.
«Луноход».
Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.
Оборудование: индивидуальные «пульты управления».
Ход игры
Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.
Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.
«Приветствие гостей».
Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.
Ход игры
Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо поразному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.
При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты, соблюдать следующие правила:
• смотреть в глаза гостю,
• улыбаться, слегка наклонив голову.
В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?
Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?
«Прощание».
Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.
Ход игры
Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений — можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.
«Приветствия».
Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.
Оборудование: магнитофон.
Ход игры
Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.
Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игра-тренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем — девочки, во внешнем — мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.
Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.
Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.