Елена Александровна Папушина
Основные проблемы развития творческого мышления у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи и задания традиционного типа образовательных программ приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на "правильный ответ". Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако, в современных условиях детям надо предоставить возможность развивать и творческое дивергентное, выходящее за шаблонные стереотипы мышление,. Творчество - процесс выдвижения идей, которые являются новыми и оригинальными для их создателя. При этом не имеет значения, является ли эта идея новой и оригинальной для других людей. Хотя программы по развитию творческого мышления первоначально разрабатывались для одаренных детей, в процессе работы оказалось, что они позволяют развивать творческое мышление всех нормальных и даже несколько отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в заданиях не существует "неправильных" ответов, и поэтому каждый ребенок создает свой собственный уровень выполнения заданий. Работы ярких, творческих детей характеризуются высокой степенью беглости, гибкости, оригинальности и разработанности, но даже отстающие в развитии дети способны выполнять на своем уровне и в собственном темпе. От специалиста во втором случае потребуется лишь повторить инструкции и контролировать выполнение задания более внимательно, пока ребенок не уяснит смысла поставленной перед ним задачи.
Публикация «Основные проблемы развития творческого мышления у детей» размещена в разделах
Что же может тормозить творческие усилия?
Первый враг творчества — страх. Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
Другой враг творчества — чрезмерная самокритичность. Точные измерения в этой области пока невозможны, но, небезосновательно полагать, что способность генерировать идеи и способность к их самокритической оценке вполне могут сосуществовать. Но их не следует "включать" одновременно. В момент, когда рождаются идеи, способность к их оценке должна быть заторможена. "Отсроченная оценка" — главный принцип "мозгового штурма".
Третий враг творчества — лень. Впрочем, лень служит стимулом всех нововведений, облегчающих труд. В качестве примера обычно приводят английского мальчика Хемфри Поттера, который был приставлен к машине Ньюкомена, чтобы следить за давлением пара. Ему надоело скучное занятие, и однажды он прицепил веревочку от крана, выпускающего пар, к балансиру, создав тем самым первый автоматический клапан. Несмотря на заманчивость приведенного примера, все же приходится признать, что лень вовсе не способствует творческой деятельности.
Но что же такое лень? Лень проявляется по-разному. Одни отлынивают от работы, но, начав ее, продолжают с интересом и даже с удовольствием. Другие проявляют "трудолюбие лодыря" : спешат взяться за порученное дело, лишь бы поскорее избавиться от него. Их не привлекает ни сам процесс работы, ни полученный результат. Но невыполненное задание тяготит их. Иногда это люди с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания, порой это — психастеническая черта личности. Иные с азартом принимаются за все новое, но затем остывают и ничего не доводят до конца. Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех — словесные увещевания. "Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться",— говорил Жюль Ренар. Возможно, эволюционно-биологический подход поможет лучше понять сущность лени. После напряжения, связанного с добыванием пищи, животное нуждается в отдыхе и восстановлении сил. Покой и расслабление ему периодически необходимы и потому доставляют удовольствие. Таким образом, "услада ленивого покоя" имеет биологический смысл. Но, как и всякая "услада", она может быть оторвана от биологической функции и превращена в самоцель. Подобно тому, как естественное для человека наслаждение пищей может привести к обжорству и чревоугодию, так же точно наслаждение отдыхом и покоем может приобрести самодовлеющее значение. "Пиршество лени" становится высокоценимым удовольствием.
Трудно сказать какой враг творчества самый опасный и с каким врагом бороться сложнее всего, но поражение в этой борьбе не сулит ничего хорошего - не один талант был загублен.