Татьяна Хворова
Основные принципы интеграции. Консультация для воспитателей
Консультация для воспитателей.
Тема: «Актуальность принципа интеграции образовательных областей, основные аспекты его реализации».
Одним из принципов построения образовательного процесса в детском саду является принцип интеграции образовательной деятельности. Существует два вида интеграции :
- интеграция содержания и задач педагогической работы;
- интеграция детских видов деятельности.
Публикация «Основные принципы интеграции, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В соответствии с принципом интеграции, формы работы, наиболее подходящие для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например, в форме игры частично проводятся познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельности; для развития продуктивной деятельности детей актуальными остаются также и беседа, и наблюдение, и экскурсия. Важно, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей.
По мнению многочисленных исследований, интегрированное образование даёт возможность реализовать творческие способности детей, развивает у них коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Цель интегрированной образовательной деятельности: объединить различные виды деятельности детей в педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире.
Основным аспектом реализации данного принципа является интнграция содержания и задач педагогической работы. Интегрированная образовательная деятельность имеет отличительные особенности: чёткость, компактность. Непосредственно образовательную деятельность необходимо готовить небольшой по объёму, но ёмкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Учитывая особенности мышления дошкольников, необходимо использовать как можно больше наглядных пособий и атрибутов. Их следует распределять так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, посмотреть и использовать.
Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время непосредственно образовательной деятельности можно использовать такие виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, музыка и чтение стихов. Для этого воспитателям нужно уметь ставить перед собой конкретные задачи. Понятно, что реализация данного принципа не произойдёт сама по себе, для этого необходима систематическая и целенаправленная работа дошкольного учреждения. Для определения перспектив за основу необходимо взять изучение имеющегося педагогического опыта и повышение педагогической компетентности коллектива дошкольного учреждения по данному направлению.