Наталья Горьковая
Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте формирование патриотических чувств у дошкольников ориентировано на когнитивный, эмоциональ- ный и поведенческий компоненты. Содержание ориентировано на вос- питание любви и уважения к малой родине, ее истории и культуре, формирование чувства гордости за достижения людей, развитие инте- реса к доступным ребенку явлениям социальной жизни. Ключевые слова: патриотические чувства дошкольников, компонен- ты патриотических чувств, содержание процесса формирования пат- риотических чувств у старших дошкольников
Публикация «Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников» размещена в разделах
Социальная среда, в которой проживает маленький гражданин, уникаль на и неповторима. Улицы, дома, дворы, люди — это ближайшее социально культурное окружение предоставляет оптимальные возможности для фор- мирования патриотизма, как чувства любви и привязанности к своей куль- туре и своему народу, к своей земле,
Исследование вопроса воспитания патриотических чувств у детей до- школьного возраста входит в проблемное поле современной дошкольной психологии и педагогики. Патриотические чувства в классификации чувств рассматриваются как компонент эмоциональной сферы личности и высту- пают в качестве высших духовных ценностей человека. Патриотические чувства — это устойчивое положительное отношение человека к месту сво- его рождения, к истории и кульуре своей Родины, принятие ее, пережива- ние успехов и неудач, активное и позитивное участие в сохранении и при- умножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями. В исследованиях И. Ф. Харламова патриотизм раскрывается как взаимо- связанную совокупность нравственных чувств и черт поведения человека, привязанность и любовь к родным местам, к Родине, следование и умноже- ние традиций народа, бережное отношение к обычаям родной страны, стрем ление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение за- щищать се, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и нацио- нальной неприязни, уважение обычаев и культуры других народов, стрем- ление к сотрудничеству с ними. Содержательно патриотические чувства выполняют следующие функции: — выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на ос- нове происхождения и похожести;
— включают эмоционально окрашенные представления (образы пей- зажных явлений и предметов, этнокультурных явлений, собствен- ных действий по отношению к своей родине);
— проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству;
— выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельно- сти личности.
Значимость воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте как задача приобщения детей к социокультурным нормам, тради- циям семьи, общества и государства, а также учет этнокультурной ситуации развития детей дошкюольного возраста.
Отечественные исследования в области дошкольной психологии и педа- гогики подтверждают о том, что именно в дошкольном возрасте закладыва- ются базисные основы личностного развития, начинается процесс станов- ления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Формирование патриотических чувств предопределено возрастными психо- логическими характеристиками у старших дошкольников такими как : боль шой познавательной активностью, впечатлительностью, эмоциональной открытостыю и отзывчивостью, подражательностыю, доверчивостью в вос- приятии информации о ближайшем окружении (Л. И. Божович, В. С. Мухи- на, Д. И. Фельдштейн и другие авторы)
Особенностями воспитания чувств патриотизма у детей дошкольного возраста являстся предметно чувственная деятельность, которая осуществ- ляется ребенком дошкольником в процессе общения и непосредственного взаимодействия с другими людьми, а также самостоятельно посредством проживания личностно значимого для него содержания.
Ни на одном другом возрастном этапе взаимодействие со взрослым не сможет обеспечить формирование социальных чувств у дошкольников, как базиса патриотического поведения. Поэтому деятельность взрослого в ус- ловиях дошкольной организации должна быть направлена на конструирова- ние такого взаимодействия с ребенком дошкольником, в процессе которого проявляется активность в познании окружающего мира и себя в нем. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста должно быть ориентировано на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент составляют представления детей дошкольни ков об окружаюшей природе, людях, видах деятельности, присуших его народу; об истории и культуры своей страны и малой Родины, на основе которых формируются этнические стереотипы поведения детей. Эмоциональный компонент патриотических чувств у старших дошко- льников можно представить как систему переживаний, связанных с воспри- ятием окружающего мира («малой Родины»). Эти эмоциональные пережи- вания Б. И. Додонов условио разбивает на группы эмоции [1, с. 233] : лирические эмоции — «чувство родного, близкого, милого» — при упоминании о близких людях (родных и знакомых, о «родных» местах, о том, что каждому дорого именно в том месте, где он жи- вет и родился;
— эстетические эмоции — эмоционально чувственное отношение к ок ружающему миру, возникающее при созерцании красоты знакомых мест — природы родного края; любви к родному языку; пережива- ние положительного эмоционального отношения к народному твор честву, к разным видам народного искусства (песням, танцам, про- зе, поэзии и др.);
— гностические эмоции — возникают в результате знакомства с род- ным городом (селом, краем, страной, с людьми своей и другой на- циональности, с традициями и обычаями разных людей
Поведенческий компонент может быть представлен через практические действия, которые влияют на формирование патриотического поведения дошкольника; закрепление патриотических свойств и отношений через вклю чение ребенка в предметно практическую деятельность патриотической на правленности, осуществляемую под руководством взрослого.