Нина Прохорова
Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно это вызывает беспокойство у родителей, которые размышляют, что необходимо сделать, чтобы люди не изумлялись детям. Ведь большое внимание общества к такому ребенку было всегда серьёзной и болезненной темой.
Публикация «Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Тем не менее эта тема на сегодня развивается, и очень радует, что сами родители уже перестают испытывать страх и показываются на людях со своим ребенком. Они ищут способы его социализировать и открывают возможности для этого. Например, ходят в походы, на спортивные площадки. У нашего общества есть проблема, заключающаяся в том, что окружающие люди не всегда готовы к тому, чтобы наши дети общались с особенным ребенком. [1]
Общество нездорово, если оно не принимает в свой состав, людей, которые чем-то могут отличаться. Иногда может помочь информационный буклет, представленный в виде красивой и доступно оформленной памятки о каждом заболевании, которая может находиться у родителей на руках и использоваться при каждом необходимом случае, к примеру, если незнакомый человек вообще не встречался с такими ситуациями в своей жизни. Кроме того, проведение таких мероприятий как «Беседы добра» с детьми дошкольного и школьного возраста, позволят ребенку, который никогда в жизни, может быть, не встречался с человеком с ограниченными возможностями здоровья, с «даунёнком», с «аутёнком», познакомиться с этим явлением. Хорошо когда работают социальные проекты, которые приносят позитивный результат, например проект: «Крепкая семья» в рамках которого создаются школы для родителей воспитывающих детей с тяжелой инвалидностью, где специалисты рассказывают родителям новейшие методики социализации, ориентации своих детей. [3]
Важно отметить, что для детей с ОВЗ необходимы прописываться четкие реабилитационные маршруты, начиная с момента, как доктор сообщает родителям, что: «У вашего ребенка такой-то диагноз». Это поможет психологическому сопровождению родителей, чтобы поддержать их, рассказать, что делать дальше, и еще какая помощь потребуется в дальнейшем. И для каждого подобного ребенка нужен индивидуальный маршрут, сопровождение, содействие психолога, помощь семье. Важно давать возможность этим детям заниматься в танцевальных кружках и спортивных секциях, плавательных со специально подготовленными тренерами. И в целом стремиться воспитывать и создавать в детских садах и школах дух толерантности по отношению к детям с ОВЗ.
В системе образования внедрены федеральные государственные образовательные стандарты. Обучающиеся осваивают адаптированные общеобразовательные программы, которые созданы на основе ФГОС. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
К личностным результатам освоения адаптированной обще-образовательной программы относятся :
1. развитие правильных представлений о своих возможностях;
2. постижение начальных навыков адаптации в окружающем мире;
3. освоение социально-бытовых навыков;
4. овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5. развитие способности к осознанию социального окружения, своего места в нем;
6. принятие и освоение социальной роли обучающегося;
7. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
8. развитие этических чувств, а также проявление доброжелательности;
9. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
10. проявление готовности к самостоятельной жизни.
И необходимым направлением деятельности образовательного учреждения является социализация учащихся, которая исполняется через установление многообразных контактов учреждения с социумом посредством сотрудничества с центрами дополнительного образования, культурными, спортивными центрами, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать концертные залы, кинотеатры, спортивные объекты. [2]
Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии разнообразных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия общих психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми. Каждый человек особенный, у каждого свои потребности, но все мы общество, которое должно жить без предрассудков.
Литература
1. Малеванов Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. Ю. Малеванов. дис., канд. пед. наук. - М., 2009.
2. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции/ Г. Н. Филонов. – М. : ЦСП РАО, 1999.
3. Опыт «Центра лечебной педагогики» города Пскова, 2021 г.