Ольга Севрюкова
Основные направления работы воспитателя по развитию речи в первой младшей группе (консультация)
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является важным для всестороннего развития ребенка. В этот период жизни ребенка многое зависит от взрослых. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Малыш всему учится в общении, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать, говорить, слушать, думать.
Публикация «Основные направления работы воспитателя по развитию речи в первой младшей группе (консультация)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В практике речевого развития ребенка существуют барьеры возможностей, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. В этом возрасте детям требуется дополнительная помощь взрослых в развитии речи.
Нередко бывает трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает познавательный интерес, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и не успеваемость в школе. Чистое звукопроизношения особенно важно, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая, разнообразная речевая деятельность залог успешного усвоения языка в раннем дошкольном возрасте.
В работе по развитию речи основной формой обучения маленького ребенка была организованная игра, ведущая роль в которой принадлежала педагогу.
Потому как обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием. Суть его в том, что, у малышей отсутствует мотив учебной деятельности, направленной на приобретение определенных знаний, но и осознанные, произвольные действия, необходимые для учения. А усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания. Несмотря на это ребенок раннего возраста обладает высоким уровнем обучаемости.
Работу с детьми провожу в игровой форме, но всегда она имеет определенные цели, задачи и средства реализации.
В период дошкольного обучения, развивая речь детей, перед педагогом стоят следующие задачи:
- расширение, обогащение и активация словаря;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование правильной разговорной речи;
- развитие связной речи.
Основное направление работы по развитию речи в группе раннего возраста занимает воспитание звуковой культуры речи, которое включает в себя формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильное их произношение, ясное и чистое произношение слов и фраз, правильное речевое дыхание, умение использовать различные интонационные средства выразительности.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь ставлю перед собой задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты :
звуковысотный слух;
Звуковое понимание;
Восприятие темпа, ритма и силы речи.
2. Формировать произносительную сторону речи :
учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
развивать артикуляционный аппарат;
работать над речевым дыханием;
вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука;
формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;
3. Развивать произношение согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
4. Воспитывать интонационную выразительность речи.
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и приемами их проведения.
Поэтому, в работе с детьми раннего возраста учитываю следующие моменты:
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта.
Занятия с малышами основаны на подражании взрослому.
Дети раннего возраста активны, любознательны и подвижны.
Чтобы навык закрепился, использую повторение. Малыши повторяли одно и тоже слово, действие.
Выбираю содержание материала соответственное детскому опыту.
Использую знакомые малышу ситуации. Например – скажи как жужжит жук? и т. п.
Учитываю, что внимание детей непроизвольно и кратковременно. Планирую длительность деятельности во избежание переутомления и потери интереса, использую смену видов деятельности. Забочусь о том, чтобы знания и умения, полученные во время игр, активно использовались воспитанниками на других занятиях, и в повседневной жизни.
В период обучения эмоционально поддерживаю положительную оценку достижений малыша. Отмечаю даже скромные, достижения и успехи.