Лучший педагог года

Основные направления работы с семьёй в социально-реабилитационном центре

Чусова Ирина
Основные направления работы с семьёй в социально-реабилитационном центре

Работа с семьёй в нашем социально-реабилитационном Центре является наиболее важным и наиболее сложным направлением, поскольку в основном приходится иметь дело с психологически деформированными семьями, с нарушением системы межличностных отношений в ней, с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок. Такая семья оказывает мощнейшее негативное влияние на развитие личности ребёнка, приводя к различным личностным деформациям. Именно дисфункциональная семья с неадекватным, нездоровым поведением её членов отрицает существование каких-либо проблем.

Публикация «Основные направления работы с семьёй в социально-реабилитационном центре» размещена в разделах

Однако семья – живая система, она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. Несмотря на сложности, конфликты, жестокое обращение, многие дети хотят вернуться в свой дом. Ребёнок, прошедший в Центре программу реабилитации, должен возвратиться в семью после её оздоровления, когда в ней создан приемлемый психологический климат, а у родителей закрепится понимание ценности ребёнка. Работая с детьми из неблагополучных семей, специалисты нашего Центра пытаются восстановить единство ребёнка с кровной семьёй. Опыт показывает, что возвращение ребенка в родную семью является одной из наиболее желаемых форм его жизнедеятельности.

Типы неблагополучных семей:

1. Алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков)

2. Асоциально-аморальные

(бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)

3. Криминальные

(семьи, в которых родители, другие члены семьи — братья, сестры и др. — отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы)

4. Конфликтные (семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством)

5. Семьи с психически больными родителями

(семьи, в которых родители состоят на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)

6. Педагогически несостоятельные (семьи, в которых родители в силу психологических причин либо по причине незнания детской психологии утратили свое влияние на детей)

воспитанников:

1) Бедность, отсутствие дохода

2) Безработица, отсутствие нормальных бытовых условий для жизнедеятельности ребёнка

3) Многодетность семьи

Такие семьи характеризуются слабой способностью анализа происходящего в собственной семье, поэтому не могут ставить цели по улучшению жизни и достигать эффективных результатов. Они плохо понимают причины своего неблагополучия и не могут словесно обсуждать проблемы семьи. Преобладающими эмоциями в такой семье являются гнев, раздражительность и агрессия. О любви, заботе и взаимопомощи речи в таких семьях не ведется. Поскольку члены такой семьи не верят, что можно что-то изменить, то первым этапом работы с ними психолога является формирование надежды. Психологу необходимо привести положительные примеры таких же семей, сумевших исправить ситуацию, рассказать о предпринятых шагах членов этих семей, об их неудачах и достижениях. В практике консультативной работы с такими семьями необходимы сбор, анализ, систематизация их историй, поскольку эта информация помогает решать важную проблему.

В работе с членами семьи группы риска недопустимо высокомерное и презрительное отношение, психологу надо демонстрировать противоположное поведение – стремление к отношениям на равных, заинтересованность, потому что в любой семье можно найти то, за что можно уважать каждого её члена.

Как правило, для неблагополучной семьи характерен низкий социальный статус, а социальное неблагополучие характеризуется проблемами, которые можно условно классифицировать на социальные, правовые, психологические, медицинские, педагогические. С учетом этого перед психологом стоит важная задача по оказанию помощи в воспитании ребенка, психолого-педагогическом просвещении родителей, коррекции семейных взаимоотношений.

Основными направлениями в работе с неблагополучными семьями является : изучение причин неблагополучия и отношение в семье к ребенку; просвещение родителей по вопросам семейного воспитания через знакомство с положительным опытом; оказание практической помощи и педагогической поддержки

Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются :

фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье); Фасилитация — это набор инструментов и практик, которые позволяют эффективно организовать групповое обсуждение.

индивидуально-дифференцированный подход (конкректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);

систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность Центра в течение всего периода адаптации ребенка);

доверительные, равнопартнерские отношения между специалистами и членами семей воспитанников;

уважение норм и ценностей семьи;

ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;

адекватное показаниям использование различных методов в работе специалистов

Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.

В деятельности специалиста определяются следующие этапы в работе с семьей :

1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).

2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).

3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).

4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).

Рекомендуемые методики диагностики семьи : наблюдение, опросные методики, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», изучение продуктов детской деятельности). Кроме этого, изучению семьи способствуют беседы с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.

Недостатки семейного воспитания, возможно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении длительного периода времени и по определённой системе. Для того чтобы знать, как именно работать с данной семьёй, надо всесторонне изучить ее. Выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определить реальные пути их оздоровления.

Формы работы : Лекторий, Беседа, Деловая игра, "Круглый стол", Конференция

Консультирование, Тренинг, Конкурс досуговых программ (для несовершеннолетних и их семей, издание информационных листков и буклетов, другой продукции просветительского содержания.

Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т. е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.

К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или коррекционное, обучающее воздействие, то психолог должен ясно представлять (продумать) результат встречи.

Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку.

Метод преодоления конфликта. Используется, когда происходит конфликт в семье, в школе, между сверстниками. Прежде всего, педагог-психолог выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников — это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего – это общая деятельность)

Консультирование. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным.

Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, как уже говорилось выше, определяется характером ее проблем.

Часто, начиная работу с семьей, мы хотели бы в скором времени получить результат. Опыт показывает, что мы бываем слишком нетерпеливы и отсутствие результата считаем основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому». Однако в результате этих мер изменения в лучшую сторону наступают далеко не всегда; нередко и без того тяжелое положение усугубляется еще больше.

Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался дисфункциональный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.

Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.

Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День семьи в реабилитационном центре»Фотоотчет «День семьи в реабилитационном центре» Международный День семьи — 15 мая Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Консультация «Формы работы с семьёй» Формы работы с семьей Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных.

Кулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениямиКулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию кулинарный мастер- класс, проведённый мною в социально- реабилитационном центре.

Очерк о неделе «Этот загадочный космос» в реабилитационном центреОчерк о неделе «Этот загадочный космос» в реабилитационном центре Цель: Знакомство детей с космическим миром и людьми,побывавшими там. Способствовать развитию познавательных интересов у детей. Пополнить.

Опыт работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими.

Фотоотчет «Праздник «День семьи, любви и верности» в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних»Фотоотчет «Праздник «День семьи, любви и верности» в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» 8 июля, в отделении социальной реабилитации прошло праздничное мероприятие по случаю Дня семьи, любви и верности. Дети познакомились с.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Сценарий выпускного в реабилитационном центре для детей и подростков с ОВЗ «Прощай любимый детский сад» Сценарий выпускного бала в Реабилитационном Центре 0 Эрик «Прощай любимый детский сад» 1 Фанфары. ВОТ НАСТАЛ.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнатеОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления работы с семьёй в социально-реабилитационном центре
Опубликовано: 30 апреля 2022 в 13:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД