Чусова Ирина
Основные направления работы с семьёй в социально-реабилитационном центре
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с семьёй в нашем социально-реабилитационном Центре является наиболее важным и наиболее сложным направлением, поскольку в основном приходится иметь дело с психологически деформированными семьями, с нарушением системы межличностных отношений в ней, с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок. Такая семья оказывает мощнейшее негативное влияние на развитие личности ребёнка, приводя к различным личностным деформациям. Именно дисфункциональная семья с неадекватным, нездоровым поведением её членов отрицает существование каких-либо проблем.
Публикация «Основные направления работы с семьёй в социально-реабилитационном центре» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Однако семья – живая система, она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. Несмотря на сложности, конфликты, жестокое обращение, многие дети хотят вернуться в свой дом. Ребёнок, прошедший в Центре программу реабилитации, должен возвратиться в семью после её оздоровления, когда в ней создан приемлемый психологический климат, а у родителей закрепится понимание ценности ребёнка. Работая с детьми из неблагополучных семей, специалисты нашего Центра пытаются восстановить единство ребёнка с кровной семьёй. Опыт показывает, что возвращение ребенка в родную семью является одной из наиболее желаемых форм его жизнедеятельности.
Типы неблагополучных семей:
1. Алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков)
2. Асоциально-аморальные
(бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)
3. Криминальные
(семьи, в которых родители, другие члены семьи — братья, сестры и др. — отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы)
4. Конфликтные (семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством)
5. Семьи с психически больными родителями
(семьи, в которых родители состоят на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)
6. Педагогически несостоятельные (семьи, в которых родители в силу психологических причин либо по причине незнания детской психологии утратили свое влияние на детей)
воспитанников:
1) Бедность, отсутствие дохода
2) Безработица, отсутствие нормальных бытовых условий для жизнедеятельности ребёнка
3) Многодетность семьи
Такие семьи характеризуются слабой способностью анализа происходящего в собственной семье, поэтому не могут ставить цели по улучшению жизни и достигать эффективных результатов. Они плохо понимают причины своего неблагополучия и не могут словесно обсуждать проблемы семьи. Преобладающими эмоциями в такой семье являются гнев, раздражительность и агрессия. О любви, заботе и взаимопомощи речи в таких семьях не ведется. Поскольку члены такой семьи не верят, что можно что-то изменить, то первым этапом работы с ними психолога является формирование надежды. Психологу необходимо привести положительные примеры таких же семей, сумевших исправить ситуацию, рассказать о предпринятых шагах членов этих семей, об их неудачах и достижениях. В практике консультативной работы с такими семьями необходимы сбор, анализ, систематизация их историй, поскольку эта информация помогает решать важную проблему.
В работе с членами семьи группы риска недопустимо высокомерное и презрительное отношение, психологу надо демонстрировать противоположное поведение – стремление к отношениям на равных, заинтересованность, потому что в любой семье можно найти то, за что можно уважать каждого её члена.
Как правило, для неблагополучной семьи характерен низкий социальный статус, а социальное неблагополучие характеризуется проблемами, которые можно условно классифицировать на социальные, правовые, психологические, медицинские, педагогические. С учетом этого перед психологом стоит важная задача по оказанию помощи в воспитании ребенка, психолого-педагогическом просвещении родителей, коррекции семейных взаимоотношений.
Основными направлениями в работе с неблагополучными семьями является : изучение причин неблагополучия и отношение в семье к ребенку; просвещение родителей по вопросам семейного воспитания через знакомство с положительным опытом; оказание практической помощи и педагогической поддержки
Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются :
фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье); Фасилитация — это набор инструментов и практик, которые позволяют эффективно организовать групповое обсуждение.
индивидуально-дифференцированный подход (конкректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);
систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность Центра в течение всего периода адаптации ребенка);
доверительные, равнопартнерские отношения между специалистами и членами семей воспитанников;
уважение норм и ценностей семьи;
ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;
адекватное показаниям использование различных методов в работе специалистов
Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.
В деятельности специалиста определяются следующие этапы в работе с семьей :
1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).
3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).
4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).
Рекомендуемые методики диагностики семьи : наблюдение, опросные методики, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», изучение продуктов детской деятельности). Кроме этого, изучению семьи способствуют беседы с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.
Недостатки семейного воспитания, возможно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении длительного периода времени и по определённой системе. Для того чтобы знать, как именно работать с данной семьёй, надо всесторонне изучить ее. Выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определить реальные пути их оздоровления.
Формы работы : Лекторий, Беседа, Деловая игра, "Круглый стол", Конференция
Консультирование, Тренинг, Конкурс досуговых программ (для несовершеннолетних и их семей, издание информационных листков и буклетов, другой продукции просветительского содержания.
Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т. е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или коррекционное, обучающее воздействие, то психолог должен ясно представлять (продумать) результат встречи.
Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку.
Метод преодоления конфликта. Используется, когда происходит конфликт в семье, в школе, между сверстниками. Прежде всего, педагог-психолог выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников — это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего – это общая деятельность)
Консультирование. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным.
Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, как уже говорилось выше, определяется характером ее проблем.
Часто, начиная работу с семьей, мы хотели бы в скором времени получить результат. Опыт показывает, что мы бываем слишком нетерпеливы и отсутствие результата считаем основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому». Однако в результате этих мер изменения в лучшую сторону наступают далеко не всегда; нередко и без того тяжелое положение усугубляется еще больше.
Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался дисфункциональный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.
Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.
Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.