Ольга Павлова
Основные направления использования ИКТ в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
основные направления использования таких средств в дошкольном образовании. 1. В последние годы наблюдается массовое внедрение глобальной сети Интернет в дошкольное образование. Интернет вносит существенный вклад в развитие образовательных услуг. Различные поисковые системы, электронная почта, конференции становятся составной частью современного образования. В сети Интернет можно найти информацию по проблемам раннего развития и обучения, о новаторских детских садах, зарубежных институтах раннего развития, существует возможность наладить контакты с ведущими специалистами в области образования. При этом постоянно увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям развития и обучения детей. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Кроме того, информационные и коммуникационные технологии играют важную роль в методической организации деятельности педагога дошкольного образования. Это и составление всевозможных учебных программ, отчетов, планов мероприятий с помощью программ-организаторов, ведение индивидуального дневника ребенка с возможностью записи различных данных о нем, результатов тестов, благодаря чему можно отслеживать динамику развития ребенка. Если все это делать вручную временные затраты намного увеличатся.
Публикация «Основные направления использования ИКТ в дошкольном образовании» размещена в разделах
2. Анализ программного обеспечения, рекомендуемого детям дошкольного возраста, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения. Существует множество программ специально предназначенных для обучения отдельным предметами: математике, художественной литературе и развитию речи, родному и иностранному языкам и т. д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических заданий, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методическим приемам. Как правило, все детские игровые компьютерные программы в силу своей специфической, специально ориентированной на дошкольников организации : символического представления информации опосредованного характера управления — носят развивающий характер. Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, пакетов, серий — в зависимости от степени их «общности».
3. Существует много различных подходов к систематизации компьютерных программ. Уже само название «игровые программы для дошкольников» показывает их место в общей массе программное обеспечения ПК — программы ориентированы на детей дошкольного и младшего школьного возраста, примерно от 3 до 9-10 лет. Игровые по форме, они учитывают, что игра - это ведущий вид деятельности у детей данной возрастной категории. Чтобы ориентироваться во всем богатстве программ, необходима их классификация. Она облегчает отбор требуемой программы по различным критериям. Классификация необходима и для разработчиков: по ней видно, например, что еще нет программ, направленных на формирование у детей той или иной способности, или программ, в которых бы были нужные для обсуждения персонажи. Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев: возрастной, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик. Но в первую очередь все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие классы: развивающие игры; обучающие игры; игры-экспериментирования; игры-забавы; компьютерные диагностические игры; коррекционные компьютерные игры. Таким образом, компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
4. Немаловажную роль играют мультимедийные презентации, позволяющие представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мысле-образов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности. Итак, средства информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании делают процесс обучения и развития ребенка раннего возраста более эффективным, освобождают от рутинной ручной работы педагогов дошкольного образования, а кроме того позволяют ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности