Галина Роменская
Конспект НОД «Основная профессия — шахтер»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №22 «Малыш»
Конспект НОД
«Основная профессия области - шахтер»
Образовательная область «Познавательное развитие»
(подготовительная группа)
Составила:
Роменская Г. А., воспитатель подготовительной к школе группы №3
Г. Междуреченск
2017г
Публикация «Конспект НОД „Основная профессия — шахтер“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
Тема: Основная профессия области – шахтер.
Цель:Знакомство детей с шахтерским трудом.
Задачи:
- формировать представления о сложностях горняцкого труда:
- воспитывать гордость за край, в котором они живут;
- воспитывать у детей уважение к труду шахтера;
Предварительная работа:Просмотр иллюстраций, фотографий о профессиях : бурильщик, ламповщик, электромеханик, электрослесарь. Беседа о труде шахтера. Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Шахтерский труд», карта области.
Ход занятия.
Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно и отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в будни эпохи и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя - Кузбасс.
Сегодня мы будем говорить о нашей малой родине – Кузбассе! А почему мы говорим «малая родина»? (ответы детей).
Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет – родной край.
- А как по другому называется Кузбасс (Кемеровская область).
- Кто из вас сможет показать Кемеровскую область на карте России? (работа у карты).(слайд 1)
Кемеровская область составляет часть нашей страны. Она расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и северных отрогах Алтайских гор. (слайд 2)
- Коренные жители нашей области – шорцы. Русские называли шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие и орудия труда. От них и пошло название – Кузнецкая земля.
- Кузбасс – это Кузнецкий угольный бассейн. Здесь самые крупные месторождения угля, огромные запасы угля!
- А что такое уголь? (ответы детей полезное ископаемое, топливообразовавшийся как из частей древних растений (слайд3)
Кузбасс угледобычею отмечен,
И в каждом городе немало шахт,
Но среди них есть Междуреченск –
В нём спрятана шахтёрская душа.
- А знаете, кто первым обнаружил уголь? Это был исследователь Михайло Волков. Во время своего путешествия по реке Томь он увидел «горелую гору». О чем и сообщил горному начальству. (слайд 4)
- Где добывают уголь (ответы детей)
- Кто добывает уголь (ответы детей)
- Кто такие шахтеры (ответы детей. Шахтеры, это люди которые работают под землей и добывают из-под земли каменный уголь.)
-Ребята, а что можно сказать о труде шахтера? (ответы детей. Добыча угля – тяжелый труд. Шахтеры вынуждены забираться глубоко под землю.)
- Перед тем, как спуститься в шахту, куда идут шахтеры (ответы детей. В шахте темно, поэтому шахтёры сначала проходят в ламповуюполучают аккумулятор и спасатель (слайд 5)
-На чем спускают шахтеров под землю (ответы детей. С помощью особого лифта, который называется «клеть», шахтеров спускают под землю).
-Почему ее так называют? Ответы детей. стены железные, решетчатые (Слайд 6)
Когда шахтёры зайдут в клеть, машинистка подъёма нажимает на кнопку, большое колесо крутится на копре и клеть с ветерком летит вверх или вниз, только видно, как сверкают шахтёрские лампочки на касках шахтёров) (слайд 7)
- Как добывают уголь (ответы детей. Тяжёлым отбойным молотком откалывают шахтёры куски угля от стенок шахты. Грузят их в специальные вагончики и отправляют на поверхность)
Но это было раньше. Единственным орудием труда шахтеров был специальный заостренный молоток. (слайд8) Ну а сейчас нельзя представить современную шахту без машин и механизмов облегчающих труд шахтеров. На помощь сильным и смелым людям-шахтё рам добывать уголь приходят машины: угольный комбайн, а управляет этой машиной -комбайнёр. Медленно, шаг за шагом, передвигается комбайн вперед по забою, а уголь мчится по самоходной дорожке в обратную сторону, прочь от лавы, прямиком по подземному проспекту, к трамвайной обстановке, где его поднимают на-гора. (слайд 9)
-Ребята, мы с вами много говорили о профессии шахтер, давайте вместе прочитаем четверостишие о шахтере.
Самая опасная – работа под землей.
Каждый, кто шахтером стал - тот уже герой!
(дети шагают на месте)
В шахте словно на улице, - со звоном (прочь с дороги) туда - сюда катят маленькие подземные трамвайчики с длинным хвостом вагонеток. От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки - лавы. Идешь вдоль по лаве, вдруг - стоп! - тупик. На пути встала сплошная угольная стена. Значит добрались до забоя. Вот здесь - то и работают шахтеры, здесь они и вырубают из черной стены уголь. (слайд 10)
Профессия шахтёра очень опасная. Каждый день, днём и ночью шахтёры спускаются в шахту и стараются, как можно больше дать Родине угля.
Сколько трудностей бывает на пути в забое. Может, скопиться под землей опасный газ - горючий и ядовитый. Может прорваться вода в «шахтные» «проспекты», «улицы» и «переулки». Чтобы этого не случилось, за этим следят инженеры, техники, машинисты насосных установок, подъемников, диспетчера.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам заштриховать карандашом вагонетку с помощью которой перевозят уголь.
-Посмотрите сколько много мы загрузили вагонеток. Куда отправиться наш уголь? Для чего он нужен? (ответы детей)