Наталья Матвеева
«Основа моей работы с детьми». Художественно-эстетическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательно-образовательная работа ведется по «Программе воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Особое внимание уделяю художественно-эстетическому развитию детей. Темой творческой работы является : «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста». Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Публикация «„Основа моей работы с детьми“, Художественно-эстетическое развитие дошкольников» размещена в разделах
На занятиях по изобразительной деятельности стараюсь соблюдать следующие положения:
1. Занятия по изобразительной деятельности являются средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.
2. Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы в группе, поэтому изобразительная деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг и др., в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Для изображения выбираю наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить или наклеивать.
3. Особое значение уделяю взаимосвязи занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая существует между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны – спецификой изодеятельности, стремлением детей обыгрывать предметы изображения (нарисовав или вылепив предмет, дети начинают играть с ним).
Исходя из этого, использую различные связи с игрой: предлагаю детям создавать рисунки, лепку, аппликацию, которые затем используем в игре, ввожу в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения.
4. На занятиях по изодеятельности я учу детей овладевать разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке, лепке, аппликации широкий круг явлений и предметов.
Известно, что уровень и качество усваиваемых знаний, навыков, умений зависят от того, какие методы и приемы использует педагог.
Поэтому я свои занятия провожу в живой, радостной, эмоциональной атмосфере. Использую разнообразные методы и приемы, включаю игры, варьирую обстановку, в которой провожу занятия: за столами, вытянутыми в длинный ряд, полукругом, а так же использую метод «пассивных движений», действие совместно с рукой ребенка, что предает ребенку уверенности в действии, и он начинает действовать самостоятельно.
Стараюсь объяснять задание детям образно, эмоционально. Использую на занятиях образец, который выполняю в присутствии детей, показываю правильное выполнение. При проведении занятий я вношу свои дополнения, исходя из особенностей своей группы. Все детские работы выставляются на стенде, они просматриваются и анализируются детьми, дается положительная оценка детских работ, тем самым, вызывая желание трудиться дальше.
«Выставка для родителей» - оформляется после каждого занятия, это вызывает эмоциональный подъем и хорошее настроение у детей.
Малыши могут порадоваться ярким, красочным рисункам, аппликациям, назвать, что они изобразили. Обсуждение проводится живо, эмоционально.
Так же очень важно время от времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это помогает родителям больше узнавать о жизни детей в детском саду, их интересах и постепенном овладении изобразительной деятельностью. А дети, видя внимание к их творчеству, работают еще старательнее.
Всю воспитательно-образовательную деятельность (занятия, подвижные игры, прогулки и т. д.) провожу исходя из индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка и в соответствии с инструкциями по охране жизни и здоровья воспитанников.
Работая на 2 младшей группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей. Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Детей радуют коллективные работы. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.
Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка.
1. Подготовительный этап, который позволит углубить собственные знания по теме будущей работы, позволит сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной и коллективной работе.
Для этой цели использую беседы, чтение книг, рассматривание репродукций, иллюстраций.
2. Основной этап – этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку работы.
Его цель - не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
3. Заключительный этап – период взаимодействия детей с уже завершенной работой.
Выполненную детьми композицию вывешиваем в уголке «Наше творчество». Тем самым привлекаем внимание родителей, они вместе с детьми рассматривают, обсуждают, хвалят ребенка за проделанную работу. А так же, у них возникает желание продолжить работу по изобразительной деятельности в домашних условиях.
В нашей группе работа по коллективной деятельности детей в основном проводится вне занятий. Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.
Также в своей работе использую нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Таким образом, представленные методики развития творческих способностей младших дошкольников по изобразительной деятельности помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее.