марина мячина
Ошибки воспитателей при развитии навыков элементарного звукового анализа
▼ Скачать + Заказать документы
Работая над развитием простых форм звукового анализа в средней группе (умение подбирать слова, начинающиеся на определенный звук) воспитатели продолжают развивать навыки звукового анализа в старшей, а затем и в подготовительной к школе группе.
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Опыт многолетней работы учителем -логопедом и постоянное наблюдение за проведением занятий по звуковому анализу --- позволяют выявить ряд типичных ошибок, которых можно избежать:
1. Называние согласной буквы, соответствующей звуку с призвуком гласных (вэ. пэ. ка. эль);
Детям сложно удерживать в памяти звуки, которые соответствуют той или иной букве. Называя букву Л «эль», П «пэ», Р «эр», ребенку сложно сопоставить ее с данными звуками [Л], [П],[ Р]. У детей возникает путаница, которая часто приводит к нарушению процесса слогообразования (вместо «па» читают «пэа»).
Переучить их потом очень сложно.
2. Ошибки в последовательности изучения места звука в слове;
У старших дошкольников не в полной мере сформированы пространственные отношения. Поэтому оперировать понятиями «начало слова, середина слова, конец слова» детям очень сложно. Особенно детям-логопатам, а их в старшей группе практически 70%. Опыт работы и рекомендации авторов (Н. С. Жукова, О. С. Гомзяк и др., показывают,что дошкольнику легче вычленять сначала гласный звук под ударением в начале слова (астры, окна, ива, аист, удочка, эхо); согласный звук в конце слова (дом, мак, нос); согласный звук в начале слова.
А когда позиция «начало-конец» достаточно усвоена, можно приступить к закреплению понятия «середина слова». Хотя сам термин «середина» детям давно знаком. Но вычленить заданный звук в середине слова сложно. Определять звук в середине слова дети начинают только к концу старшей группы, рассуждая так: «звук не в начале слова и не конце, значит он в середина слова».
3. Ошибки в подборе речевого материала для определении позиции звука в слове;
Приходиться слышать, как для определения гласного звука в начале слова детям предлагаются слова: абрикос, огурец, улитка, этаж и т. д.
В этих словах гласный звучит в безударной позиции редуцированно.
Мы в своей работе используем такие слова: имена - Алик, Аня, арка, остров, осень, ослик, облако, озеро, обувь, ус, уши, улица, ухо, имена - Инна, Ира, Игорь, ива, избы, иглы, искры, иволга, имена – Эмма, эму, эхо и т. д.
Такая же ситуация происходит при определении согласного в слове. Не нужно забывать, что звонкие согласные в конце слова оглушаются. Это нарушает фонетический принцип правописания. Такие слова как «зуб, арбуз, нож, дуб, лев, глаз» нельзя использовать для определения согласного в конце слова. При изучении звонких согласных нужно опустить позицию «конец слова».
Не стоит бояться новых слов, даже если их сложно подкрепить наглядным материалом. Предварительная работа поможет воспитателям обогатить словарь и расширить кругозор детей.
4. Ошибки в подборе речевого материала для определения твердости и мягкости звуков;
Многие самоуверенные специалисты дают для определения мягкости cогласного звука слова со стечением согласных (стена, гвозди, кисть). Например, просят выполнить звуковой анализ слова «гвозди». Ребенок затрудняется характеризовать звуки по твердости- мягкости, т. к. в результате ассимиляции в этом слове звук, стоящий перед мягким согласным тоже смягчается.
Надеемся, что наши рекомендации помогут воспитателям в дальнейшей работе.