Александр Гален
Ошибки и заблуждения в воспитании одарённых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ошибки и заблуждения в воспитании одарённых детей.
Тема «Одарённые дети» достаточно быстро овладела массами. Она стала популярной не только в среде психологов и педагогов, а и среди умных родителей. Каждый образованный родитель через Интернет следит за актуальной темой, в надежде найти приемлемый способ для воспитания своего ребёнка.
Публикация «Ошибки и заблуждения в воспитании одарённых детей» размещена в разделах
Родительское воспитание «одарённых детей» условно можно разделить на три стадии. Вначале родители, считая себя достаточно образованными, быстро обрастают; книгами по воспитанию будущего гения, видеодисками раннего развития, информацией из Интернета о модных методах развития детской психики. Проходит время, и родители начинают понимать то, что методов воспитания одарённых детей великое множество. Но метода, который бы их полностью удовлетворял, не существует в принципе. Более того, чем больше родители изучают волнующую их тему, тем сильнее они испытывают чувство неуверенности в воспитании будущего гения.
Наступает вторая стадия в понимании как воспитывать талантливую личность. Не найдя приемлемого метода воспитания, родители берут из каждого метода понемногу и начинают тренировать психику ребёнка в правильном, как им кажется, направлении. Если к такому методу воспитания присмотреться внимательно, то можно обнаружить массу моментов стереотипного поведения. Родители не понимая психики ребёнка, начинают дрессировать его модными методиками, рассчитывая выйти на ожидаемый результат.
Многие родители, начитавшись книг по «воспитанию маленького гения», приходят к выводу о том, что воспитывать детскую психику должны профессионалы. Начиная с двух лет, а то и раньше, они отдают своих детей в центры раннего развития. Более богатые родители могут позволить себе воспитывать своё чадо в престижном садике по методу Марии Монтессори. Таким родителям почему-то кажется то, что если они заплатили большие деньги, то их ребёнок обязательно будет умным и успешным.
И наконец, третья стадия в родительском воспитании. Достаточно долго воспитывая своего ребёнка по модным методикам раннего развития, родители с горечью в душе начинают замечать то, что их ребёнок не отличается особым даром. Он лучше других разговаривает, умеет читать, писать и даже знает иностранный язык. Но все эти интеллектуальные качества имеют обычный энциклопедический оттенок. Ваш ребёнок многое знает, но не обладает даром применить свои знания на практике, поскольку в его психике не развит ген инноватора. Он может быть образованным, социально адаптированным и даже войти в «великолепную норму» (быть хорошо обучаемым, но до одарённости ему ещё далеко. Нет необходимой свободы суждения, нет оригинальности мысли и нет бунтарского духа. А есть прилежное поведение, энциклопедические знания и желание понравиться взрослым. Великий мудрец Востока Ошо (Раджниш) сказал бы: «Поздравляю вас. Вы воспитали умного раба».
И так, с родительским воспитанием по модным методикам мы разобрались. Ошибочность и даже заблуждение родительского воспитания состоит в том, что прилагая много усилий, они учат ребёнка жить по копиям, навязанными взрослыми людьми. Ребёнок не развивает своей собственной оригинальности, а пытается подстроиться под жизнь взрослых. Поскольку все взрослые, общение, как между собою, так и с окружающим миром, ведут на сознательном уровне, то ничего другого, а тем более нового, они дать, не способны. Им не ведом мир детской оригинальности, мир воображаемых чувств и фантастических образов. Вернее, в своём детстве всё это у них было. Потом папа с мамой, а дальше садик и школа, всё это плотно укатали «интеллектуальным асфальтоукладчиком». В результате они ( взрослые люди: папа, мама, учителя, стали глухими, немыми и незрячими к «тонкому миру» детской души.
И сегодня родители продолжают повторять одну и ту же ошибку. Они не совершенствуют детскую психику в сторону развития их подсознательных задатков, а всеми силами пытаются их неокрепшие души «нагрузить» интеллектуальной осознанностью.
Особого разговора заслуживает тема воспитания одарённых детей профессионалами своего дела. Я имею в виду детских психологов, использующих модную методику и педагогов из центров раннего развития. Если проанализировать их деятельность, то профессионалы тоже имеют три стадии своего развития. Имея вузовскую подготовку и считая себя профессионалами, они пытаются сформировать своё собственное видение воспитания одарённых детей. В основном это видение основывается на увлечении одной какой-то модной методикой. Например, многие детские психологи «подсели» на метод Марии Монтессори. Спорить с профессионалами бесполезное дело, поскольку у них завышены амбиции в понимании правильности воспитания. Они абсолютно уверены в своей правоте, что и является их второй стадией развития. На первой стадии развития они накапливают материал и опыт. На второй стадии они становятся мастерами своего дела и недосягаемыми в своей теме, как для родителей, так и для их детей. С позиции всезнающего профессионала они и воспитывают одарённость у ребёнка. Третья стадия у психологов и педагогов приходит с большим опытом. Находясь, всё время в своей профессиональной среде, у воспитателей детских душ вырабатывается свой стиль воспитания или так называемая «интеллектуальная амбициозность». Они считают то, что знают больше других, видят дальше других и понимают в данной теме глубже других. Они начинают разрабатывать собственные методики, формировать группы эффективного развития и даже создавать центры по развитию творческого потенциала.
Если внимательно присмотреться к таким профессионалам, то в их новых методиках можно обнаружить массу старых, а то и абсурдных стереотипов. Например, в одной из таких методик по развитию одарённого ребёнка, я прочитал о «креативном интеллекте». Что такое «интеллект» я хорошо знаю, так как веду непримиримую борьбу с «интеллектуальным асфальтированием» детских душ. А вот, что такое «креативный интеллект», для меня большая загадка, поскольку «интеллект» - это сознательная левополушарно-центрированная деятельность человека. А «креатив» - это уже другая, а именно подсознательная деятельность правополушарно-центрированного мозга человека. Для меня «креативный интеллект» звучит как «интуитивная логика» или «образный смысл». Конечно, если «креатив» рассматривать не философски (природу явления, а в бытовом варианте, то под это понятие можно подтасовать, что угодно. Например, кружок «Умелые руки» в «Доме творчества», тоже можно назвать креативным. Хотя на самом деле там не обучают новым идеям, а тем более – мыслить правым полушарием мозга.
Большое заблуждение профессионалов своего дела состоит в том, что они, не поняв самой природы явления под названием «одарённые дети», усиленно загружают детские мозги различного рода эрзацем (заменителем). Ведь теме «Одарённые дети» сегодня не поставлен даже вопрос: «Что это такое?». А тем более не дан ответ, на каком базисе воспитывать одарённость у ребёнка. В то же время, методик по воспитанию одарённых детей великое множество. Все эти методики имеют ошибочную тенденцию воспитания одарённости на интеллектуальном базисе, поскольку другого базиса (например, креативного) профессионалы своего дела просто не имеют. Они также как и раньше (до эры одарённых детей) продолжают «утюжить» психику детей интеллектуальными нагрузками. Или как сказал бы Ошо: «Их отбрасывает от центра (души) на периферию (разум)». Даже в садиках по методу Марии Монтессори можно найти массу «интеллектуальных заморочек».
Что касается академической школы, то по идее она должна следить за новыми тенденциями в сфере детского образования. Особенно если это касается такой популярной темы как «Одарённые дети». На самом деле в системе детского образования, да и школьного тоже, мы имеем переломный момент. Старая школа ещё достаточно консервативная, основанная на интеллектуальной доминанте. А новая школа детей инноваторов не стала пока креативной, так как не сформирован сам базис образования. Голограмма одарённых детей уже «зависла» в глобальном пространстве. Появляются, хотя и робкие, но попытки связать одарённость ребёнка с работой правого полушария мозга (японский профессор Макото Шичида). Учёные психологи серьёзно заговорили о креативном нелинейном мышлении. В то же время, профессорскому составу педагогических вузов так и не удалось избавиться от навязчивой идеи главенствующей роли интеллекта во всей психической деятельности человека. Существует большое непонимание в академической школе того, что одарённые дети - это не очередная модификация интеллектуально образованных детей, а дети альтернативного (другого) сознания. Это дети с другим (голограммным) форматом мышления. И с другим (феноменальным) восприятием мира. Дети эти не с другой галактики или дети Новой Эры Мира. Это обычные наши дети, которым каким-то образом удалось избежать «всеобщей интеллектуальной социализации».
Где-то лет двадцать тому назад, я увлекался книгами великого восточного мудреца по имени Ошо. Ошо (Раджниш) прогрессивный мыслитель прошлого века. Мысли его достаточно современные, философские и революционные. Я достал из своей библиотеки книгу «О детях» и перечитал её ещё раз. Ошо об образовании говорит так: «Образование должно служить революции. Сейчас оно служит государству. Очень тонко оно готовит рабов». Здесь необходим небольшой комментарий, касающийся воспитания одарённых детей. Ошо не говорит об одарённости, он рассуждает о перспективе детского воспитания. Если вы хотите воспитать честного, порядочного труженика своего государства – воспитывайте в своём ребёнке раба. Если вы хотите вырастить творческую личность – воспитывайте в нём бунтаря. Но тогда вы берёте на себя всю ответственность за его нелёгкую жизнь, поскольку ген бунтаря общественного спокойствия у него будет всегда. Там где необходимо молчать, потому, что все молчат, он будет говорить. Там где нужно «прогнуться», поскольку все так делают, он будет идти напролом. Сегодня нам известно то, что ген бунтаря присутствует и в одарённых детях. Это говорит о том, что если вы хотите воспитать одарённого ребёнка, то прежде всего, должны воспитать в нём бунтаря. Бунтаря даже против вашей методики воспитания. Бунтарский дух формирует в детской психике волевое качество везде и во всём самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои поступки. С другой стороны такое бунтарское воспитание противоречит государственному. Как говорит Ошо: «Оно (государство) очень тонко готовит рабов». Тем более если мы к такому государственному воспитанию добавим ещё интеллектуальное образование, то в результате получим «умного раба». Что лучше воспитывать «умного раба» или одарённую бунтарскую личность, вам решать самим.
А вот в отношении «интеллекта», я не разделяю мнения великого Ошо. Наверное Ошо не дожил до того момента, когда в мозгах умных людей возникли мысли о том, что интеллект стал тормозить дальнейшее развитие цивилизации. Ведь вся ценность Ошо в том, что он революционен. Он берёт актуальную тему (например, воспитание детей) и начинает её «переворачивать». Если бы Ошо жил сегодня (он умер в 1990-ом году, то я думаю, он бы «перевернул» и тему интеллекта. Но в своё время об интеллекте Ошо говорил так: «Без развития интеллекта, дети останутся на уровне животных. Конечно, у детей не будет преград, но не будет и лестницы. Сами по себе ни камень, ни лестница, не в состоянии помочь». Как мы видим, даже такому великому уму как Ошо, не удалось избежать «интеллектуальной ловушки». Более того, в оправдание интеллектуального образования, Ошо приводит пример 14-ти летнего ребёнка, выращенного волками, который так и не стал человеком. Когда ребёнка поймали он бегал на четвереньках. Два года с ним упорно занимались и он не став на ноги, умер. Учёные, наблюдавшие над диким ребёнком, заявили, что причиной его смерти стало обучение. Похожие примеры довольно часто приводят психологи, показывая то, что без обучения ребёнка взрослым человеком, он в своей матрице (базисе) выработает качества той среды, в которой он находился от рождения и до пяти лет. Дальше обучить ребёнка новым качествам очень сложно, если вообще возможно. А когда ребёнок в такой среде воспитывался до 10-ти, а тем более 14-ти лет, то он уже никогда не станет человеком даже с примитивным мышлением.
Если внимательно проанализировать данную ситуацию (детей выращенных среди животных, то можно обнаружить две характерные для нашей темы закономерности. Первая закономерность касается формирования базисных навыков (матрицы) в детской психике. Если ребёнок сформировал матрицу сознания (например, интеллектуальную, то его уже сложно переучить. Вторая закономерность более тонкого свойства. Психика ребёнка очень открытая. Она впитывает в себя всё без разбора. Ребёнок не понимает хорошо это или плохо, он просто обучается навыкам той среды, в которой находится. Отсюда вывод. В обучении ребёнка всё зависит от насыщенности обучающей среды.
Идём дальше в исследовании обучающей среды. Поскольку ребёнок живёт среди людей интеллектуалов, главным качеством общения которых является грамматическая речь, то ребёнок, начиная с двух лет, старается впитать в себя элементы этой обучающей среды. Когда ребёнок запоминает отдельные слова, то мы можем говорить о том, что он «образам» даёт «имена». Например, он уже способен связать образ бабушки со словом «баба». Образ «бабушки» у него возникает в правом полушарии мозга, а имя («баба») – в левом полушарии. Таким образом, ребёнок самостоятельно выходит на креативное мышление. Но среди людей пятой расы развита не образно-именная, а именно грамматическая (смысловая) речь. Поэтому, обучающая среда, в которой находится ребёнок насыщенная грамматической речью. А это уже интеллектуальная деятельность людей, с левополушарной доминантой мышления. В полтора года, во время развития образно-именной речи, у ребёнка задействованы два полушария мозга. В два года, когда появляются первые смысловые предложения, нагрузка увеличивается на левое полушарие. В три года, когда ребёнок начал выговаривать целые предложения, его мозговая деятельность становится левополушарно-центрированной. В пять лет матрица (базисный навык) психики ребёнка становиться полностью интеллектуально ориентированной. Потом мы научим его читать и писать. Обучим иностранному языку. Языку не слов, а языку предложений. И на выходе будем иметь человека с полностью сформированной интеллектуальной матрицей сознания.
Зададим себе актуальный вопрос: «Хорошо это или плохо?» Поскольку ребёнок воспитывается в интеллектуально насыщенной среде, то конечно хорошо то, что он впитывает в себя качества этой среды. В то же время, исходя из современного философского понимания вопроса (темы одарённых детей, это плохо. Дальнейшее развития нашего ребёнка становится однобоким, центрированным на левом полушарии мозга. Научить ребёнка креативному мышлению (задействовать два полушария мозга) будет сложно, если вообще возможно.
Зайдём к пониманию философии вопроса одарённых детей с другой стороны. Рассмотрим восприятие мира ребёнком через призму детской психики. До двух лет ребёнок видит окружающий его мир в эмоционально-предметно-образно-чувственном свете. Хотя он и находится в интеллектуально насыщенной среде (речь взрослых, но его мозг ещё не способен понимать качества этой среды. В три года ребёнок способен осознавать простые предложения. В результате чего его «точка сборки» восприятия мира, смещается в сторону качеств интеллектуального характера. В пять лет эти качества станут доминантой.
Опять зададим то же вопрос: «Хорошо это или плохо?». Конечно, хорошо то, что мы научим ребёнка воспринимать мир взрослых людей. Таким образом, он будет хорошо подготовленным к школе, а может быть даже к успешной жизни. Но если тему восприятия мира ребёнком будем исследовать в контексте одарённых детей, то обнаружим странный парадокс. Чем ребёнок сильнее интеллектуально развит, тем менее одарённым он является. Конечно, если за одарённость принимать проявление таланта (дара Бога, а не знания или высокий IQ.
В понимании таланта, особенно в раннем детстве, также много вопросов. Талант, что это: генетическая предрасположенность, воспитательное влияние среды или божий дар?
Почему мы сегодня не можем ответить на такие простые вопросы? Да всё потому, что эти вопросы имеют голограммный характер. Наш интеллектуальный инструментарий не способен на них ответить. Они воспринимаются не через знания (поиск истины, а через интуитивное чувство феноменального характера. Одарённые дети – это дети воспринимающие мир феноменально. Под словом «феноменально» имеется в виду на уровне тотального подсознания. Поэтому мы не способны понять одарённость ребёнка своим интеллектом. Ведь на окружающий нас мир мы смотрим метафизически – сознательно. Одарённые дети способны (талантливы) видеть мир голограмм на уровне тотального подсознания. Что нам даёт мир тотального подсознания? Даёт нам одарённого ребёнка, с тотальным вниманием и феноменальной памятью. Голограммная педагогика (авторская методика Александра Галена) призвана развить в детской психике эти два качества. Когда появится много детей с тотальным вниманием и феноменальной памятью, вопрос одарённых детей отпадёт сам собою.