Хатанзей Татьяна
Проект «Осень, осень в гости просим»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4
Проект
«Осень, осень в гости просим»
Разработала воспитатель
Хатанзей Татьяна Алексеевна
с. Краснощелье 2018г
«Осень, осень в гости просим»
Старший дошкольный возраст.
Вид проекта : познавательно – творческий, практико-ориентированный, групповой.
Публикация «Проект „Осень, осень в гости просим“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц)
Сроки реализации: с 23.09.18г. по 25.10.18г.
Участники проекта : воспитатели; дети старшей группы, родители, музыкальный работник, инструктор по физкультуре.
Тематическое поле: познание
Интеграция образовательных областей: (коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыкальное развитие, физическое развитие и здоровье, безопасность)
Цель проекта :
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе МБДОУ «Детский сад» № 4.
Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Откуда хлеб пришел», «Грибы. Ягоды», «Деревья».
Задачи:
• Расширять знания детей об осени, ее признаках и явлениях.
• Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих в осенний период;
• Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
• Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
• Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
• Развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
• Способствовать развитию памяти, восприятия.
• Воспитывать эстетические чувства.
Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.
Актуальность темы:
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Проблема: в связи с тем, что проживая в условиях Крайнего Севера, мы находимся в особых климатических условиях, смена времен года происходит стремительно, и к сожалению, дети нашего региона имеют ограниченные возможности для детального общения с живой природой.
Формы и методы реализации проекта
• Непосредственно образовательная деятельность;
• наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• создание и просмотр презентаций;
• чтение художественной литературы о природе, о временах года;
• утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
• выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
• индивидуальная работа с детьми;
• взаимодействие с семьей.
Предполагаемые результаты:
• Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях.
• Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
• Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
• Пополнится словарный запас;
• Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Этапы проведения проекта :
Этапы проекта Содержание
1 Подготовительный • Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта
• Подготовка развивающей среды
• Составление плана проекта
2 Практический • Работа с детьми
• Взаимодействие с родителями
3 Итоговый • Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта
• Выставка творческих работ и поделок
• Итоговое развлечение по теме проекта
Ресурсное обеспечение проекта
• Методические пособия: каталоги игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека для родителей и педагогов и т. д.
• Подборка художественной литературы по лексическим темам.
• Материал для художественного творчества.
• Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.
• Фильмы, фотографии, презентации о природе Краснощелья (осенний период) и о природе за пределами Крайнего севера.
Приложение.
1. Этапы проведения проекта «Краски осени чудесной»
№
Этапы проекта
Подготовительный этап
1. Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?»
2. Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстраций, фотографий, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми.
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта
3. Консультации, буклеты, памятки в родительский уголок:
«Игры с детьми на прогулке в осенний период»
«Осень, осень, в гости просим»
«Сезонные изменения в природе: что мы знаем об осени»
«Осенняя пора – очей очарованье!»
«Одеваемся по погоде»
Практический этап
1. 1. Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта
2. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
3. Разучивание песен по тематике проекта
2. Непосредственно образовательная деятельность
Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад», Трутневой «Листопад», Пушкина «Уж небо осенью дышало», Ю. Тувим "Овощи",
Чтение и пересказ рассказа Г. Скребицкого «Осень», И. Соколов- Микитов «Листопадничек»
Чтение и обсуждение басни Крылова «Стрекоза и муравей»
Составление описательных рассказов по картинам, иллюстрациям, фотографиям. (рассматривание картины Серова «Октябрь»)
Рисование «Лес словно терем расписной…»
«В осеннем лесу»,, «Осенний ковер», «Ветка рябины»,
Аппликация «Корзина с фруктами и ягодами», «Осенний ковер»
Лепка «Витамины с грядки», «Пластилиновое дерево», «За грибами в лес осенний»
Ознакомление с окружающим «Осень золотая», «Осенняя сказка», «В гости к бабушке»
3. Наблюдение
ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию
Беседы
«Какими красками рисует осень», «Почему опадают листья?», «Куда улетают птицы?», «Откуда хлеб пришел?», «Что такое урожай?» «Дары северного леса»
Труд в природе
Сбор гербария, уборка шишек и сухих листьев на участке ДОУ.
4. Дидактические игры:
«Узнай по описанию»;
«Четвёртый лишний»;
«Собери дерево»
«Бывает – не бывает»;
«От какого дерева листок»;
«Времена года».
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник»
«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)
«Обведи по контуру»
«Овощной магазин»
«Узнай дерево»
«Чем отличаются и чем похожи деревья?»
«Загадай загадку»
7. Экскурсия в лес
Пешеходные прогулки по улицам села
Наблюдения за деревьями и другими растениями
7. Музыкальные тематические праздники и развлечения
««Осень в гости к нам пришла»
8. Физкультурные тематические досуги
«Веселые старты», «Витамины спешат на помощь»
9. Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайцы в лесу», «Волк во рву», «Зайцы и волк»
Итоговый этап
1. Итоговая мультимедийная презентация «Какая же ты – осень?»
2. Инсценировка р. н. с. «Репка»
3. Выставка творческих работ детей и родителей «Золотая осень!»
Оформление коллекций листьев и осенних трав
4. Музыкально-литературный вечер «Осень в гости к нам пришла»
5. Оформление фотовыставки «Волшебница Осень»
2. Работа с детьми
Образовательная область Форма организации (виды деятельности) тема Место проведения количество
Познание Познавательно-исследовательская (Наблюдения) «За деревьями»,
«Какие листья на деревьях».
«Рассмотрим кору»
«Как расположены ветки у разных пород деревьев»
«Какая это ягода?»
«Гриб-грибок» Участок ДОУ
лес ежедневно
Игровая (Дидактические игры) «Узнай по описанию»
«Четвёртый лишний»
«Собери дерево»
«Бывает – не бывает»
«От какого дерева листок»
«Времена года».
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник»
«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)
«Обведи по контуру»
«Овощной магазин»
«Много – мало»
«Узнай дерево»
«Чем отличаются и чем похожи деревья?»
«Загадай загадку» Группа, участок ДОУ Ежедневно
Познавательно-исследовательская
(Рассматривание альбомов, фотографий) «Деревья» «Осенний лес»
«Природа Севера» группа ежедневно
Целевые экскурсии, пешие прогулки) Лес село 1 раз в неделю
Коммуникация Коммуникативная (Составление описательных рассказов) «Опиши дерево», «Опиши листок», «Продолжи рассказ…» Группа, участок ДОУ По плану
Чтение художественной литературы Коммуникативная (Заучивание стихотворений) И. Бунин «Листопад» Трутнева «Листопад»
Е. Благиной «Золотая осень», А. К. Толстого «Осень» группа По плану
Коммуникативная (Чтение стихов, загадок, рассказов, пересказ рассказов, обсуждение) Пушкина «Уж небо осенью дышало»
рассказ Г. Скребицкого «Осень»
басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки». группа По плану
Художественное творчество Рисование, аппликация, лепка. «Рисуем пейзаж», «Лес словно терем расписной», «Пластилиновое дерево», «Красавица береза»
«В осеннем лесу»,
«Корзина с фруктами и ягодами»,
«Витамины с грядки» группа По плану
Рассматривание и обсуждениерепродукций пейзажей Серов «Октябрь»
Репродукции Левитана Золотая осень»
М. Нестеров «Осенний пейзаж».
группа По плану
Социализация Познавательно-исследовательская (Посещение выставок) группа Октябрь -Ноябрь
Музыка Непосредственно образовательная деятельность
Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени Музыкальный зал По плану.
Физкультура Двигательная (Непосредственно образовательная деятельность, досуги) Включение игр по теме
Участок детского сада, физкультурный зал По плану
Культурно-досуговая деятельность Физкультурный досуг
Музыкально-литературный праздник. Музыкальный, физкультурный зал По плану
Диагностика знаний детей о сезонных изменениях, признаках осени.
Начало проекта :23. 09. 2018
Конец проекта :25.10.2018
Уровень знаний Начало проекта Конец проекта примечание
1 высокий ___ ___ 4 чел. 67%
2 средний 5 чел 83% 2чел. 33%
3 низкий _1чел___ 18%
Выводы и результативность: Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Крайнего Севера, повышению познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний детей об осени, сезонных изменениях и признаках осени значительно повысился.
С детьми были организованы ежедневные наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Ребята учились отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними.