Ирина Таранова
Осенние посиделки для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Осенние посиделки.
Цель:
Закрепление знаний детей о русских народных традициях, знакомство с посиделками.
Задачи:
- вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине;
- развивать музыкальность, творческие способности;
- развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
- активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр;
- формировать уверенность в себе и своих возможностях, привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.
Публикация «Осенние посиделки для дошкольников» размещена в разделах
Под русскую народную музыку выходят 3 детей.
Ребё нок:
На завалинке, в светёлке, иль на брёвнышках, каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Ребё нок:
Добрым чаем угощались, с мёдом, явно без конфет.
Как и нынче, мы, общались- без общенья жизни нет!
Быт людей отмечен веком, Поменялся старый мир,
Ребё нок:
Нынче все мы по «сусекам» личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок, и, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!
Хозяйка:
Так давайте же скорей возродим посиделки.
Тара - ра, тара - ра, идут девки со двора.
Песни петь да плясать, всех вокруг забавлять!
Входят в зал под музыку девочки.
Хозяйка:
Пожалуйте, гости дорогие, проходите! Веселья вам, да радости!
Девочка:
Не беспокойся, Хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!
Песни поём, весело живём!
Песня «Дуняша».
Стук в дверь. Входят под музыку мальчики.
Хозяйка:
Проходи, честной народ, не пыли дорожка,
Добры молодцы идут погулять немножко!
Мальчик:
Позвольте в горенку войти, песню спеть да на лавочку присесть?
Хозяйка:
Проходите, пожалуйста, гости дорогие!
Мальчик:
Запевайте, братцы, песню звонкую, шуточную, весёлую!
Песня «Во кузнице».
Хозяйка:
Красному гостю – красное место! Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.
А давайте – ка, ребята, хоровод заведём! Себя да людей веселим.
Выходи, народ, заводи хоровод.
Хоровод «У калинушки», сл. и муз. Ю. Михайленко.
Хозяйка:
Удивительный хоровод, спасибо, ребята!
Вы пришли ко мне в гости поиграть, повеселиться? (ответы детей) Хорошо!
А играть мы будем в игры русские народные задорные хороводные!
Приглашаю детвору на веселую игру,
Пусть ваш смех звучит вокруг, становитесь дружно в круг!
Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Барашеньки – крутороженьки».
Игра «Барашеньки – крутороженьки».
Дети под музыку садятся на стулья.
Хозяйка:
Хорошо играли.
Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.
В умной беседе быть - ума прикупить!
А вы любите загадки? (ответы детей) В загадках проявляются сметливость, наблюдательность, ум. А умеете вы их отгадывать? (ответы детей)Сейчас проверим, я их много пропасла!
Наша барыня – сударыня толста и бела,
Щей да каши наварила, пирогов напекла. Она и поила, и кормила,
И дом обогревала, и семью собирала. (русская печь)
Стоит бычок, серебряный бочок.
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (самовар)
То назад, то вперёд, ходит бродит пароход,
Остановишь – продырявит… (утюг)
В лесу родился, в руках плёлся. На ногах носился. (лапоть)
Тепло, светло, нитка бела, макушка тепла да светла. (свечка)
Какие вы молодцы, все загадки отгадали!
Ребята, вы знаете пословицы? (ответы детей) Они украшают нашу жизнь, делая её живой и остроумной. (дети говорят пословицы с места)
Ребё нок:
Без труда не выловить и рыбку из пруда.
Ребё нок:
Труд человека кормит, а лень портит.
Ребё нок:
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Ребё нок:
Дерево держат корни, а человека – семья.
Ребё нок:
Терпение и труд всё перетрут.
Ребё нок:
Сделал дело – гуляй смело.
Ребё нок:
Кто умеет трудиться, тому есть чем гордиться.
Хозяйка:
Молодцы! Много пословиц знаете!
Что за славный денек. Собрался тут народ.
Будем петь и играть, да гостей ещё встречать.
В зал под музыку входит Коробейник.
Хозяйка:
Кто же это к нам пришёл?
Коробейник:
Сколько тут народу собралось! Ваше то веселье ко времени пришлось.
Хозяйка:
А кто же ты такой будешь?
Коробейник:
Я - Коробейник молодой, развесёлый, удалой.
Тары-бары растабары, расторговываю даром.
У меня есть бубны, маракасы, ложки да трещотки.
Налетайте, разбирайте, весело играйте.
Ребё нок:
Как у нашего соседа весела была беседа
А у нас на весь двор - ещё лучше разговор.
Ребё нок:
Утки в дудки,
Ребё нок:
Кошки в ложки,
Ребё нок:
Тараканы в барабаны,
Ребё нок:
А весёлые скворцы заиграли в бубенцы.
Поют, играют, всех потешают.
Оркестр, русская народная песня «Утушка луговая».
Хозяйка:
Спасибо, Коробейник, за доставленное удовольствие. Оркестр замечательный. Играли весело, с задором, умнички. Коробейник, ты нас веселил, теперь мы тебя повеселим! Ребята, выходите, Коробейника повеселите!
Ребё нок:
Мы припасли для вас забавушки: небылицы в лицах.
Сидим в теремах – светлицах, щёлкаем орешки, да говорим насмешки.
Тит:
Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!
Девочка № 1:
Не колода лодырь - а пень, и лежит целый день.
Девочка № 2:
Не жнёт, не косит, а обедать просит.
Девочка № 1:
Тит, иди молотить!
Тит:
Живот болит!
Девочка № 2:
Тит, иди кашу есть!
Тит:
Где моя большая ложка?
Девочка № 1:
Хочешь есть калачи,
Девочка № 2:
Не сиди на печи!
Девочка:
Здорово, кума!
Девочка:
Да на рынке была.
Девочка:
Никак, кума, глуха?
Девочка:
Купила курицу, да петуха.
Девочка:
Прощай, кума.
Девочка:
Пять рублей дала.
Мальчик № 1:
Здорово, Hикодим!
Мальчик № 2:
Здорово, Егор!
Мальчик № 1:
Откуда идешь?
Мальчик № 2:
С кудыкиных гор.
Мальчик № 1:
А как у вас, Никодим, поживают?
Мальчик № 2:
Hа босу ногу топор надевают, сапогом траву косят, в решете воду носят.
Hаши сани едут сами, а лошади наши - с усами, бегают в подполье за мышами.
Мальчик № 1:
Да ведь это кошки!
Мальчик № 2:
Комара тебе в лукошке!
Девочка:
Эй, Федул, чего губы надул?
Федул:
Кафтан прожёг?
Девочка:
А зашить можно?
Федул:
Да иглы нет!
Девочка:
А велика дыра?
Федул:
Только воротник и остался, а я даже не испугался!
Девочка:
А коли так на кадриль становись, танцуй, веселись!
Хозяюшка:
Коробейник, а ты хочешь потанцевать с детьми «Кадриль»? (ответ Коробейника)
Тогда выходите, всех нас пляской удивите!
Танец «Кадриль».
Хозяйка:
Как хорошо вы умеете танцевать! Лихо, с задором!
А теперь слушайте, ребятки, ещё одну загадку.
У извилистой дорожки растёт солнышко на ножке,
Как дозреет солнышко - будет горстка зернышек. (подсолнух, семечки)
Ребё нок:
Я соседскую девчонку очень быстро присушу!
Каждый день я на свиданье мешок семечек ношу!
Инсценировка «Семечки», сл. и муз. А. Ермолова.
То не утки крякают, не лягушки квакают.
Это с миленьким вдвоём дружно семечки грызём.
Семечки, семечки в мешке принёс их Сенечка.
Нынче ночка коротка, съели только пол мешка.
Вот и солнышко встаёт, я грызу, и он грызёт.
Подоить пора козу, он грызёт, и я грызу.
Семечки, семечки, зачем теряю времечко.
От такого жениха в сердце только шелуха.
Наши парни молодцы, дарят милым леденцы.
Я ж, несчастная, одна лузгать семечки должна.
Семечки, семечки мету с крылечка веничком.
Вижу, Сеня из ворот снова семечки несёт.
А недавно Сеня мне сделал предложение:
«Приходи хозяйкой в дом, мы на пару погрызём»
Семечки! Семечки. А я сказала: «Сенечка,
Лучше буду век одна, но без мужа – грызуна».
Хозяйка:
Как у вас всё интересно, с затеёй получается! Спасибо вам, ребятушки!
Ну, а теперь пришла пора поиграть нам, детвора!
Давайте поиграем в игру, которая называется «Дуня»!
Игра «Дуня».
С помощью считалки выбирается Дуня и Пастух.
Ребё нок:
Ди, ди-ли, ди, ди-ли. А вы Дуню видели?
Дети:
Заглянули в огород, лебеду там Дуня рвет!
Дети делают круг, в круг выходит девочка Дуня. Дети идут, поют на любую мелодию.
Дети:
В огороде, во саду берёт Дуня лебеду,
Она рвёт и берёт, во передничек кладёт, приговаривает:
Дуня:
Ой, ду – ду, ду – ду, ду – ду! Потерял пастух дуду,
А я дудочку нашла, Пастуху отдала.
Выходит мальчик-Пастух, Дуня отдаёт ему дудочку, он берёт Дуню под руку.
Дуня:
Пусти меня, Пастушок, в чисто поле погулять.
Я тебе, Пастушку, много ягод принесу.
Пастушок:
Я ягод не хочу, тебя в поле не пущу.
Дуня:
Пусти меня, Пастушок, в зелен сад погулять.
Я тебе, Пастушку, много яблок принесу.
Пастушок:
Я яблок не хочу, тебя в сад не пущу.
Дети поднимают сцепленные руки и делают «воротики» - Дуня убегает, а Пастух её ловит.
Хозяйка:
А сейчас для всех ребяток загадаю я ещё одну загадку. Знаю, знаю наперёд, вы догадливый народ!
Деревянная подружка, без неё вы – как без рук,
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот, и обжечься не даёт! (Ложка)
А то, что ложка – веселушка, мы сейчас с вами всем докажем!
Ну - ка, ложки разбирайте, с ними пляску начинайте!
Ребё нок:
Расписные, хохломские, завиточки золотые,
Ложки музыкальные просто танцевальные.
Ребё нок:
Эх, стукну разок, пусть услышит мой дружок,
Как задорно я играю - его на танец приглашаю!
Танец с ложками.
Хозяйка:
Ой, умнички! Да весело, с задором, ровно, чётко.
Быстро время летит, уж пора и по домам расходиться! А на прощанье расскажу вам одну сказочку. Хотите? Жил – был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало,
Не начать ли сказочку сначала? Жил был царь… Удивились? Вот такой сказочкой я нарочно вас разыграла. Это - «докучная» сказка - от слова «докучать».
Вам сказки, а нам - баранки да сласти. Что ж вы гости всё сидите? К самовару подходите. Угощайтесь не стесняйтесь! Как в старых добрых сказках – приглашаю вас к чаю, да к сдобному караваю!
Звучат русские народные мелодии. Взрослые и дети пьют чай.