Наталья Малышева
Осенние народные календарные куклы. Календарь народной куклы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Приобщение детей к народному календарю, через ознакомление с народной куклой, обычаям, традициям, обрядами.
Как и все календарные народные куклы, осенние куклы тесно связаны с природными циклами и годовыми циклами сельского труда. Ранняя осень – щедрое и сытое время сбора урожая. Это время подведения итогов, постепенного заверения всех полевых работ. В это время заготавливают грибы, поздние лесные ягоды. Поздней осенью все работы и в поле, и в огороде завершаются. Все, что можно собрать – собрали, что можно было подготовить к будущей весне – приготовили. Засыпает природа, готовясь к долгому зимнему оцепенению. А для сельских жителей наступает пора зимних ремесленных занятий. А еще осень – традиционное время свадеб. Вот со всеми этими осенними хлопотами и заботами русского крестьянина и связаны осенние календарные куклы.
Публикация «Осенние народные календарные куклы, Календарь народной куклы» размещена в разделах
- Календарь народной куклы
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Осенний календарь народных кукол открывает кукла Зерновушка (Крупеничка). Эта кукла – пограничная между летом и осенью. Зерновушка, прежде всего, кукла сбора урожая. Именно во время сбора зерновых культур она и рождалась. Мешочек набивали только что собранным зерном и одевали как куклу. Ставили в красный угол и хранили до следующей весны. Такая зерновая куколка была оберегом на сытость и достаток. Ведь если есть зерно, то все в семье сыты, живы и здоровы.
Кукла делалась на основе мешочек с зерном, перетянутого веревочкой. Веревочка условно разграничивала голову и туловище куклы. Затем, куклу обряжали как взрослую женщину. На голову повязывали платок.
Рябинка. Осенняя календарная народная кукла.
Рябинка, как и многие осенние куклы, имеет точную привязку к конкретным числам в календаре народной куклы. Это неделя с 14 по 22 сентября. Время так называемых воробьиных ночей. В это же время начинали собирать и заготавливать ягоды рябины.
Рябину – и древесину и ягоды – считали мощным оберегом от всякой магии и нечисти. Отсюда и функция куклы Рябинка – оберегать дом от зла, сглаза, злого колдовства. Поэтому помещали куклу около входной двери. Саму куклу делали, конечно, обязательно на рябиновом полешке.
Кукла делалась как столбушка. Основа – рябиновая палочка. Лоскутки для одежки подбирают так, чтоб они напоминали о рябине, рябиновых ягодах. Часто делают бусы из настоящих ягод рябины, дают в ручки рябиновую кисть. Ягоды можно положить и в корзиночку в руках куклы.
Десятиручка. Осеняя народная календарная кукла.
Дата куклы Десятиручки в календаре народных кукол – 14 октября. Именно это время – на Покров – считали началом зимнего женского рукоделия. Полевые работы закончились, но работа на селе была всегда. Нужно было и прясть, и ткать, и шить-вышивать, семью одевать. А ведь и повседневные дела никуда не девались: испечь-сварить, постирать-помыть, корову подоить, скотину накормить. Вот и делали такую помощницу в женских работах. А каждую руку за что-нибудь ответственной назначали. Эта ручка поможет мне тонко прясть, а эта ровно шить, а эта щи да кашу варить…
Основа народной куклы Десятиручка – кувадка. Главная особенность – пять пар рук. Кукла может так же делаться не из ткани, а из необработанного льна, пеньки, лыка. При этом ручки плотно обматывают разноцветными нитками.
Параскева Пятница. Осенняя календарная народная кукла
Еще одна дата календаря народных кукол – 10 ноября, день чествования Параскевы Пятницы, покровительницы женщин и женского рукоделия. Особенным расположением пользовались у Параскевы пряхи. В этот день было принято хвалиться своим рукоделием друг перед другом. Этого дня начинали трепать лен. А на севере России делали куклу Параскеву.
Была Параскева Пятница и покровительницей браков. У нее просили суженого, счастья в семейных делах. Это связано с представлениями о том, что Параскева прядет не нитки, а человеческие судьбы. Вот и просили, чтоб выпряла долю добрую. А какая могла быть добрая женская участь без удачного замужества?
Каргопольская Параскева – совсем иная. Если в первом варианте куколка получается сухопарая, то вторая Параскева – женщина солидная. Это кукла на основе мешочка, набитого шерстью, льном, лоскутками с своеобразным головным убором.
Кузьма-Демьян. Осенняя календарная народная кукла.
Завершают осенний календарь народных кукол Кузьма-Демьян – 14 ноября. Как и Параскева, они покровители ремесел. И не только женских. Народное поверье связывает их прежде всего с кузнечным делом. Считали, что именно они «куют» ледяные мосты на реках.
Кроме того, Кузьма-Демьян – покровители браков, неразрывности брачных уз.
Ты и скуй нам, Кузьма-Демьян, свадебку!
Чтобы крепко-накрепко, чтобы вечно-навечно.
Парная кукла на одной общей «руке». Две мужские фигурки сделаны на основе кувадки. Общая ручка не обязательно сделана на жесткой палочке, может быть просто тряпичная, подвижная. Фигурки старались снабдить какими-то атрибутами кузнечного ремесла – фартукам, инструментами.
Неразлучники. Народная свадебная кукла.
Строго говоря, Неразлучники – не совсем календарная кукла. Ведь связана она не с какой-то датой, а только с обрядом бракосочетания. А свадьбы играли весь год. Но Осень – традиционно была самой «урожайной» свадебной порой. Да это и понятно. Страда закончилась, урожай собрали, закрома полны. Теперь добрым пирком да за свадебку!
Народная кукла Неразлучники – символ неразрывности связи супругов, пожелание долгой и счастливой жизни, многочисленного потомства. Провязанная между двумя фигурками веревочка с кисточками – это пожелание деток, которыми в течении первого же года следовало обзавестись молодой паре.
Неразлучники – парная кукла с женской и мужской фигуркой. Обе фигурки выполнены на основе кувадки. Главная особенность – одна непрерывная рука для двух куколок. Основной цвет – красный.