Светлана Васюкович
Оригамские сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Оригамские сказки как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к словотворчеству.
Зародилось оригами в Японии, (по-японски"ори"-сложенный, "ками"-бумага, где эта деятельность считается не просто суммой определенных навыков работы с бумагой, но и великолепным средством эстетического воспитания, важным элементом культуры. Позже искусство складывания из бумаги стало популярным и в других странах, где обогатилось новыми вариантами исполнения и процессом изготовления.
Публикация «Оригамские сказки» размещена в разделах
Ряд авторов (В. Бескровных, О. А Степанов, З. А. Богатеева, М. Н. Полякова) убедительно доказывают привлекательность для детей, эмоциональную насыщенность искусства складывания из бумаги, что позволяет отнести оригами к игровой деятельности, в которой дети дошкольного возраста в эмоционально насыщенной форме осваивают разнообразные способы реализации своих творческих замыслов. Анализ литературы и практики показывает, что в настоящее время бумажное искусство приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок. В своей педагогической деятельности я использую сказочную форму подачи игр по типу оригами для детей старшего и младшего дошкольного возраста. Это не только складывание персонажей сказок но и сказочная форма описания процесса складывания, бумажная сказка, рассказанная в процессе складывания. Фигурка становится своеобразной иллюстрацией рассказа.
Оригамские сказки-это захватывающая игра, которая способствует развитию наблюдательности, пространственного и креативного мышления, эмоционально-волевой сферы, логической памяти, сосредоточенности, сообразительности, усидчивости, цедеустремленности, фантазии и аккуратности. бумажные сказки развивают речевые навыки, коммуникативные способности, воспитавают доброту, дружелюбие и снижают комплексы застенности. В оригами-сказках каждый этап иллюстрируется отдельной фигуркой, сложенной в определенной последовательности. Обычно эти сказки расказывают одновременнос процессом складывания. При этом очень важно, что ребенок проговаривает текст, одновременно складывая лист бумаги. В играх-сказках ребенок осознанно и самостоятельно ставит цель, планирует ход и содержание деятельности, получает результат и оценивает его с позиции задуманного, осваивает обобщенные способы создания поделок, что позволяет ему, комбинируя разные способы изготовления и проговаривание процесса складывания изделия, создавать конструкции творческого характера. Оригами-сказки воспринимаются как захватывающая игра, которая способсьвует развитию наблюдательности, просранственного и креативного мышления, эмоционально-волевой сферы, логической памяти, сосредоточенности, сообразительности, усидчивости, целеустремленности, фантазии и аккуратности.
Существует несколько вариантов оригами-сказок:
1. Сказки, процесс складывания в которых особым способом "зашифровывается" в тексте. Геометрические термины заменяются на знакомые понятия или действия. Если заменить процесс складывания рассказом, игрой, то фигурка получается"сама по себе", незаметно для ребенка. После освоения изготовления фигурок, дети имеют возможность предложить свои сказки на основе тех же моделей или подобрать иные простейшие формы из большого арсенала традиционных фигурок оригами. Например: сказка "Лисичка".
Оригамская сказка «ЛИСИЧКА»
Представим себе, что простой лист стал сказочной страной, в которой живут двое - прекрасный юноша и молодая красавица. Живут они в разных концах.
1. Указываем на два противоположных угла квадрата.
Но вот однажды девушка и юноша встретились.
2. Соединяем два противоположных угла квадрата.
Они полюбили друг друга и решили пожениться. А поженившись они построили дом у самой горы.
3. Располагаем сложенный лист так, чтобы он стал похож на гору.
Они жили счастливо и, вскоре, у них родились два мальчика.
4. Указываем на два нижних угла полученного треугольника и соединяем их.
Однажды братья поссорились и разбежались из родительского дома в разные стороны, в горы. Один побежал в одну сторону, а второй - в другую.
5. Разводим углы треугольника.
И пропали оба в лесу.
6. Демонстрируем три верхних угла фигуры.
Родители были неутешны и решили, во что бы это ни стало, найти и вернуть своих сыновей. Только дороги в горы они не знали. Поэтому они решили попросить помощи. Они позвали самого хитрого Зверя и попросили его найти детей в лесу и вернуть их домой. И Зверь пошел по дорожке.
7. Складываем полосу на треугольнике.
Дорожка, по которой бежал Зверь, была то узкая, то широкая.
8. Раскрываем полосу, увеличивая ширину.
И вот, наконец, в дремучем лесу нашел Зверь братьев. Они давно уже помирились. Но не знали как им вернуться домой. Зверь мордочкой указал им путь к дому, и даже хвостом помахал.
9. Выполняем мордочку лисички, отгибаем хвост.
10. А теперь спросите ребят, которые смотрели и слушали эту историю, какой же зверь нашел и спас двух братьев? Кто помог им вернуться?
2. Сказки, в которых используются фигурки, процесс складывания которых может быть разбит на несколько этапов. На каждом этапе оригамист имеет возможность получить нсколько готовых моделей, оригамких фигур. Это своего рода "игрушки-трансформеры". Трансформер-это фигура, которая путем небольших изменений, поворотов, изгибов, может превратиться в совершенно другую модель. Каждая такая фигура такой игрушки-трансформера может быть "отыграна", стать участником небольшой театральной импровизации. Можно предложить каждому из участников группы стать героем увлекательной истории. Например: "Шапка капитана". Эту историю вы помните из своего детства.
3. Сказки-подсказки, оригамские игры и упражнения в сказочной форме. Они развивают интерес, мотивируют детей, облегчают изготовление и запоминание при выполнениии игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. Нередко дети младшего дошкольного возраста не умеют правильно формировать линию сгиба-пришлепывают, а не разглаживают складку. Поэтому надо начинать упражняться с прстых действий. И сказочный пртием может помочь детям, мотивирует их на аккуратное выполнение и у них появится интерес. Например, складываем изделие "Книжка" (согнутый пополам квадрат). "Волшебный квадратик превращается в прямоугольник, одна его сторона идет в гости к другой и проглаживается линия сгиба от центра к одному краешку, а потом к другому". Обложку книжки раскрашиваем и дарим ее Зайчишке. Для запоминая и закрепления технических навыков с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: "Преврати волшебный квадратик к треугольник", "Угадай, во что превратился квадратик?", "Где чья тень?"," На что похожа фигурка?", "Какая гометрическая фигурка спряталась?".
Таким образом, союз сказки и оригами позволяют детям дошкольного возраста обучаться легко и с удовольствием.