Ольга Панюшкина
Оригамские сказки-помощницы
▼ Скачать + Заказать документы
Оригамские сказки -помощницы, если ребенок робок, застенчив, не уверен в собственных силах.
Педагог, работающий с техникой оригами, зачастую встречается со страхом ребенка, возникающим от неуверенности в собственных силах. «Все равно у меня ничего не получится. У меня никогда ничего не получается. Я не смогу сделать так как у вас». Эта неуверенность, страх усугубляются тем, что педагог считает непременным условием обучения оригами демонстрацию сложных моделей. Если ребенок робок, застенчив, если в общении с ним педагоги (а чаще родители) применяют методику «указаний, приказов», навязывая собственные творческие решения, то такому ребенку преодолеть страх очень сложно, почти невозможно. Даже любопытство не становится стимулом для попытки сложить фигурку оригами.
Публикация «Оригамские сказки-помощницы» размещена в разделах
В таких случаях, а также в работе с маленькими четырехлетними детьми превосходные результаты может дать методика сочинения или пересказа сказки в процессе складывания. Переключение внимания на литературу, сюжет помогает снизить возникшее напряжение. Фигурка становится своеобразной иллюстрацией рассказа. При этом очень важно, что ребенок проговаривает текст, одновременно складывая лист бумаги. Так усиливается воздействие занятий оригами. Вариантов работы со сказкой возможно множество. Вот некоторые из них
Сказки в процессе складывания, в которых, особым образом «зашифровывается» в тексте.
Геометрические термины заменяются на знакомые понятия или действия. Такие сказки особенно важны в тех случаях, когда ребенок опасается выполнять, какие либо действия вслед за взрослым. Если заменить процесс складывания рассказом, игрой, то фигурка получается «сама по себе», незаметно для ребенка. И в дальнейшем воспринимается как чудо, созданное своими руками. Это прекрасный способ формирования интереса к оригами. После освоения фигурок, демонстрируемых педагогом, дети имеют возможность предложить свои сказки на основе тех же моделей или подобрать иные простейшие формы из большого арсенала традиционных фигурок оригами.
Сказки, в которых используется фигуры, процесс складывания которых может быть разбит на несколько этапов.
На каждом этапе оригамист имеет возможность получить несколько готовых моделей, фигурок оригами. Это своего рода «игрушки-трансформеры». Трансформер – это фигура, которая путем небольших изменений, поворотов, изгибов может превратится в совершенно другую модель. В оригами такие транформеры появились давно, и они очень популярны, хорошо известны в разных странах. Каждая фигура такой игрушки – трансформера может быть «отыграна», стать участником небольшой театральной импровизации. Можно предложить каждому из участников группы стать героем истории. Или предложить только одному, самому стеснительному сыграть главную роль. Другим детям достается роль партнера по мини-спектаклю или зрителей. Эта игра позволит каждому участнику группы стать героем сказки, продемонстрировать собственные возможности, победить страх, застенчивость.
Театр на столе.
Для этого педагог выбирает хорошо знакомую сказку. Желательно, чтобы героями сказки были животные. Педагог читает сам сказку вслух, предлагает детям прочитать «по ролям». Второй вариант прочтения становится своеобразной репетицией к предстоящей работе с игрушками оригами. Здесь педагог имеет возможность подобрать каждому участнику группы роль в соответствии с характером, наличием психологических или эмоциональных проблем. После чтения вслух, дети складывают фигурки, изображающие героев истории. Затем можно предложить детям разыграть небольшой спектакль с этими фигурками прямо на столе. Это будет скорее пересказ по ролям, чем спектакль. Однако, такая форма игры позволит каждому ребенку проявить свои способности, преодолеть свои способности, преодолеть застенчивость и научится слушать товарищей.
Кроме того, игра способствует развития памяти.
После того, как группа разыграла только что прочитанную сказку, можно предложить детям придумать свою историю с теми же героями.
Иллюстрирование сказок.
Разнообразные фигурки оригами позволяют создать целые плоскостные или объёмные композиции по мотивам любимых историй или сказок. Такие картины прекрасная возможность продемонстрировать детям художественные возможности оригами, дать первичные знания о композиции. Кроме того, картины оригами дают возможность украсить интерьер, что в свою очередь, помогает созданию теплой, домашней атмосферы.
Пальчиковый театр.
Особая разновидность оригамной игры. Небольшие игрушки- наперстки легко выполнимы детьми. Пальчиковый театр – возможность сочинять и разыгрывать небольшие сценки, любимые сказки. При этом такие сценки могут быть представлены даже одним ребенком, представляя возможность другим участникам группы стать зрителями. Сопереживание действию, умение слушать друзей, помочь в случае необходимости.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Игра – это важнейшее средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Это нашло отражение в трудах психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца.
Входя в образ ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью и выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функции исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.