Ирина Жан-Чи-Ха
Ориентация в пространстве «Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра с одеждой и её моделями
- Определить левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.
Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.
Игра «Определи по следу»
На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»
Публикация «Ориентация в пространстве „Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию реб нку дают поэтапно, затем можно
усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага
впер д, три шага вправо и ещё два шага вперд» и т. п.
Игра «Магазин»
Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках, а также предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.
Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и
говорит, где и что находится.
2. Игры со звуковыми ориентирами
Игра «С какой стороны звук?»
Воспитатель предлагает ребенку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос, назвать направление.
Игра «Что слышишь вокруг себя?»
В этой игре реб нок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и
назвать предметы (объекты, которые их издают, указать направление источника звука.
«Жмурки»
Эту игру лучше проводить в знакомой для реб нка местности. Реб нок закрывает глаза,
взрослый отходит на небольшое расстояние и просит реб нка идти на звук его голоса (хлопков,
колокольчика).
3. Игры по словесной инструкции
Игра «Вверху-внизу»
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребенок
должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если
предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни,
ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
Игра «Части тела»
Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например,
до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает
ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
«Пары предметов»
Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы.
Воспитатель ребенку:
- У тебя две руки: одна левая, а другая – правая. Обведи свои ладошки карандашом на
альбомном листе. Раскрась их в разный цвет.
- У тебя две руки - правая и левая, а ещ две ноги - правая и (левая). На две руки надевают варежки — это пара. Два ботинка - это тоже пара. И два носка — это (пара). Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т. д.)
Игра «Лицом друг к другу»
Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные
термины.
Ход игры: Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т. д.
Игра «Куда я спрятался»
Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т. д.
Игра «Наоборот»(назвать противоположное понятие)
Взрослый говорит:
- Над окном.
Ребенок:
- Под окном.
К двери - от двери.
В ящик -.
Перед школой –.
До города –.
Перед машиной –.
Далеко –.
Высоко –.
Вверху –.
Справа -.
И т. д.
Игра «Транспорт»
Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить реб нка определить в какую сторону едет автобус, машина и т. д.