Елена Ефанова
Конспект НОД «Органы чувств — пять помощников человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД Органы чувств – пять помощников человека.
Цель Формирование представлений об органах чувств человека и их значение в познании окружающего мира.
Задачи •Совершенствовать знания детей об органах чувств.
Дать представление о значении каждого органа для жизнедеятельности человека.
•Развивать у детей, через познавательно – исследовательскую деятельность, зрительные, вкусовые и слуховые ощущения, обоняние, тактильное восприятие.
Публикация «Конспект НОД „Органы чувств — пять помощников человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
•Помочь понять детям, почему органы чувств- помощники человека.
•Закрепить знания о правилах бережного отношения к органам чувств;
•Способствовать развитию воображения, внимания, мышления.
•Обогащать словарь детей.
•Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу, умение выслушивать своих сверстников.
•Воспитывать потребность быть здоровым.
Возрастная группа Средняя
Форма организации деятельности Подгрупповая
Форма проведения •Игровая (сюрпризный момент, пальчиковая игра, дидактическая игра, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, подвижная игра).
•Практическая (экспериментирование).
•Наглядная (показ, наблюдение, демонстрация).
•Словесная (беседа, художественное слово, вопрос – ответ).
Методические приёмы Создание проблемной ситуации с помощью введения персонажа. Поиск путей решения проблемы. Практические действия, направленные на выявление знаний и приобретение новых. Оценка результатов.
Формирование словаря детей (активный, пассивный) Существительные: нос, рот, ухо, кожа, голова, руки, пальцы, язык.
Прилагательные: холодный, тёплый, громкий, тихий, светлый, тёмный, вкусный, солёный, сладкий, кислый, горький, большой, маленький, мягкий, твёрдый, мокрый, сухой, приятный (аромат).
Глаголы: дышать, жевать, слышать, смотреть, моргать, ощупывать.
Оборудование и материалы
Карточки с изображением органов чувств, игрушка Лунтик, блоки Дьенеша, 3 контейнера (с отметками крас., син., жёл. цвета, ширма, мяч, 2 стакана (с водой и пустой, чайные ложки, 5 не прозрачных ёмкостей (с крышками и отверстиями в них) с продуктами (лимон, апельсин, лук, кофе, чеснок, 3 розетки (сахар, соль, лимонная кислота, мыло, расчёска, носовой платок, зубная щётка.
Основная часть.
Этапы познавательно-проблемной ситуации Описание
1. Организационный момент (введение персонажа). Дети находятся в группе в самостоятельной деятельности. В-ль, обращает внимание на звуки (звучит приятная, «волшебная» музыка).
-Дети слышите? Что это за звуки? Под такую музыку случается волшебство? Здесь появился необычный гость.
Дети и в-ль находят Лунтика.
-Лунтик мне сейчас сказал на ушко, что у него к вам есть вопрос.
Он принёс картинки и хочет знать, что это такое, просит
рассказать, для чего это нужно человеку. (Демонстрация картинок «Органы чувств»).
2. Анализ условий. Дети изучают картинки и называют то, что увидели.
Лунтик интересуется для чего нужны глаза, язык, уши, нос, кожа. Почему их называют помощники и как они помогают?
3. Предложения о способах решения проблемы и реализация предложений. В-ль, предлагает отправится в волшебную страну, где Лунтик и дети узнают больше об органах чувств. Но как это сделать? (Ответы детей). В-ль, предлагает пойти по волшебной дорожке:
-По ровной дорожке
Шагают наши ножки.
Через лужу- прыг!
Через ямку- скок!
Бах! Упали!
Куда же мы попали?
Дети подходят к столам, на которых наклеены опознавательные
знаки (глаз, ухо, язык, нос, рука) и приготовлены задания.
4. Познавательно – исследовательская деятельность детей. Беседа по вопросам: Сколько глаз у человека? Зачем они нужны?
Игра – эксперимент «Что я делаю?». Дети закрывают глаза, а в-ль предлагает отгадать, что он делает. Дети снова открывают глаза. В-ль, спрашивает их, почему они молчали? Ответы детей. В-ль, показывает и рассказывает о своих действиях.
Д/игра «Собирай-ка». Собрать в контейнеры фигуры (блоки Дьенеша) по цвету. Какой из помощников помог вам разложить фигуры? Лунтик соглашается, что глаза очень важны, ведь они всё видят. В- ль предлагает рассказать Лунтику, что необходимо делать, чтобы глаза были здоровы. Ответы детей. А ещё нужно делать зарядку для глаз. Дети и в-ль показывают зарядку.
В-ль: У людей и у зверушек
Есть по паре чутких ушек.
Беседа по вопросам: Сколько ушей у человека? Зачем они нужны?
Игра-эксперимент «Ушки на макушки».
Дети закрывают глаза, внимательно слушают, что делает в-ль, после каждого действия они должны рассказать, что услышали. В-ль за ширмой (Рвёт бумагу; мнёт бумагу в руках; размешивает в стакане ложкой воду, позвякивает; переливает воду из стакана в стакан; ударяет мячом об пол). Лунтик снова спрашивает, как дети угадывали, какой помощник им теперь помог? Делает вывод, что уши нужны, чтобы слышать. Интересуется надо ли беречь уши? Зачем? Как? Ответы детей.
В-ль: Мягкое и твёрдое, острое и тупое,
Горячее и холодное, мокрое и сухое.
Разобраться в этом сложно,
Но нам поможет наша кожа.
Беседа по вопросам: Где у человека кожа? Зачем она нужна?
Д/игра «Чудесный мешочек».
Дети на ощупь угадывают, что лежит в мешочке, рассказывают для чего предназначен каждый предмет. Лунтик уточняет как дети узнали, что лежит внутри мешочка, ведь глаза не видели? (руками, значит кожа помогает чувствовать, ощущать. Спрашивает, надо ли беречь кожу? Ответы детей. В-ль и дети показывают Лунтику как надо ухаживать за собой.
Физкультминутка:
(выполняются движения по тексту)
Все болезни у ребят (шагают на месте)
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть.
Льётся чистая водица,
Мы умеем чисто мыться.
Моем щёки, моем уши,
После вытремся посуши.
Зубную пасту мы берём
Чисто щёткой зубы трём. (Лунтик благодарит детей.)
В-ль: Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Беседа по вопросам: У вас есть нос? Где он находится? Зачем нужен нос?
Д/игра «Узнай по запаху?».
Дети определяют, что находится в ёмкостях по запаху и ставят баночку на ту картинку, которая соответствует. Лунтик рад, что узнал ещё об одном помощники и спрашивает, надо ли беречь носы? Как? Ответы детей. Ещё можно делать дыхательную гимнастик. Дети и в-ль показывают дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Шарик».
Лунтику интересно, а что делать, если нос не дышит, как узнать что лежит в баночке? Ответы детей.
Беседа по вопросам: Как помогает язык? Каким бывает вкус?
Д/игра «Что бывает?.»
Сладким, солёным, кислым, горьким.
Д/игра «Определи вкус?».
В-ль, обращает внимание, что все продукты в розетках съедобны, но как понять где что находится? Лунтик понял, что язык помогает определять вкус, а как уберечь язык? Ответа детей. Тренировать языки и делать специальную гимнастику). Дети и в-ль показывают Лунтику зарядку для языка.
Артикуляционная гимнастика.
«Часы», «Лошадка»,«Варенье» .
В-ль: Ребята, вот какие пять помощников есть у нашего тела. Лунтик, ты запомнил этих помощников?
Лунтик: Да, это язык, нос, кожа, глаза и уши. Спасибо, что рассказали мне про органы чувств. Теперь я знаю, как они помогают человеку узнавать про окружающий мир. Я буду ухаживать за ними, как вы меня научили. До свидания!
Ответы детей.
5 Рефлексия. В-ль: «Понравилась ли вам играть с Лунтиком?» (Ответы детей)
-Да, мы узнали, что у людей есть пять чудесных помощников, которые позволяют лучше узнать об окружающих предметах. Как вы думаете, что было бы, если у нас их не было? (Дети высказывают свои предположения). Вам интересно было? Что вам понравилось? А что не понравилось?
В-ль: Мне понравилось, что вы так много знаете. Молодцы! Давайте поддержим друг друга (хлопают).