Наталья Козык
Конспект ООД в подготовительной группе «Кто такие кубанские казаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность
«Кто такие Кубанские казаки?»
Воспитатель Козык Н. Г
Февраль, 2021г
Цель:
-Прививать детям интерес к изучению истории Краснодарского края и кубанского казачества, их жизнью и бытом; воспитывать уважение к историческому прошлому, любовь к малой родине
Задачи:
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Кто такие кубанские казаки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Темочки
- расширять представления детей о жизни и укладе казачьей семьи;
- учить переносить новые знания в игру;
-развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук
-воспитывать у детей любовь к Родине,
-развивать патриотические чувства,
-формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества;
-приучать детей к активности, умению слушать сверстников.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, плетень, бутафорская шашка, кубанка, лошадь (спортивное оборудование, листы с заданием «Казак на коне», цветные карандаши, подкова, презентация «Кубанские казаки»
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте хлопчики и девчата. Рада встречи с вами. И приглашаю вас отправиться в путешествие в прошлое. На много лет назад. Я как и вы люблю свою малую Родину, здесь я родилась, здесь живет моя семья. О нашей станице знают в крае и за её пределами. В станице живут замечательные люди.
Слайд 1: фото - портрет казачьей семьи
Воспитатель: Сейчас я покажу вам необычный портрет. Кто изображен на нем?
Ответы детей: (казачья семья : дедушка, бабушка, Мама, папа, сын и дочь, брат и сестра).
Воспитатель: Как вы узнали, что на портрете казаки? ( по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха).
Слайд 2: «Памятник Екатерине II»
Воспитатель: Совершенно верно, мы с вами живём в Краснодарском крае, а наши предки Кубанские казаки. Главный город – Город Краснодар, достопримечательностью является памятник Екатерине Великой.
Город имеет весьма интересную историю. Основание Екатеринодара напрямую связано с черноморскими казаками. После присоединения западных территорий Предкавказья к Российскому государству они
Пятнадцатого августа 1793 года высшие чины Черноморского казачьего войска приняли решение основать город. Его предполагалось воздвигнуть в честь Екатерины II, даровавшей землю казакам. Город так и назвали - Екатеринодар, или «дар Екатерины».
Воспитатель: -А теперь пришла пора, поиграть нам, детвора!
-Ты подкову получай, на вопросы о Кубани быстро отвечай!
(Дети получая подкову, отвечают на вопросы)
1. Где мы живем?
2. Как по-другому называется наш край?
3. Назови главный город Краснодарского края?
4. Как он раньше назывался?
5. В честь кого он был назван?
6. Главное богатство Кбани?
7. Кто населял Кубань раньше?
8. Для чего подарила Екатерина II землю казакам?
9. На какой реке стоит Екатеринодар?
10. Как называется наша станица?
Слайд 4, 5 «Жилище казака»
Воспитатель: Продолжим наше путешествие, и сейчас отправимся в жилище казака и рассмотрим убранство и быт казачьей хаты
Ответы детей (дети рассматривают предметы мебели и сравнивают их с современной)
Слайд 6,7 «Глава семьи»
Воспитатель: В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде.
Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. В самые тяжелые дни для нашей страны казаки всегда стояли на защите Родины. Они смелые и отважные воины, потому что с двух лет их сажают на коней, с трех лет учат рукопашному бою, в семь лет они умеют стрелять, а в десять рубить шашкой.
Слайд 9 «Казачьи заповеди»
Воспитатель: Вновь пришла пора, поиграть нам, детвора!
-Ты подкову получай, Кубанские заповеди быстро отвечай!
Дети передают друг другу подкову и перечисляют заповеди
Слайд 10 -17 Игра «Чем было, чем стало»
Воспитатель: Ребята, у казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
А казаков офицеров называют есаулами, послушайте очень интересную историю:
Слайд 18 «Есаул и его конь»
«Есаул и его конь»
Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак в чине есаула.
И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок.
Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ-его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу.
Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.
А у казаков был такой закон-раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.
Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь-уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку.
И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.
Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул.
Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа. Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними.
Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее Утро.
А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы.
А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат-кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: “Да это же конь нашего есаула “.
Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.
Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.
А история эта разнеслась по всей Кубанской области. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища-его коня.
Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история? С кем воевал есаул? Кто был у него самым верным и надежным товарищем? Что случилось с конем в бою? Как его спас есаул? Что случилось с есаулом? Как спас его верный и преданный друг?
Воспитатель предлагает детям стать Есаулами…
Подвижная кубанская игра «Шапка Казака»
Воспитатель: У каждого ребенка лист бумаги, предложить детям нарисовать коней для казаков. Нужно обвести коня по контуру и раскрасить цветными карандашами.