Валентина Чугунова
Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Способы ухода за комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Способы ухода за комнатными растениями»
Программное содержание:
1. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию „Способы ухода за комнатными растениями“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, умение сравнивать растения : Фикус, бальзамин и фиалку: выделять формы и способы ухода в зависимости от листа (вытирать, чистить или опрыскивать). Закреплять обследовательские действия: погладить, нажать и т. д.
3. Учить отбирать материал для ухода за растением (тряпочки, кисточки в зависимости от листа); выбирать модели способов ухода и потребностей растений во влаге; убирать рабочее место.
4. Активизировать словарь детей: бальзамин, алоэ, фиалка, вымыть, колючий, опрыскивать и т. д.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.
Оборудование: распылители, тряпочки, тазы, лейка, модели, бальзамин, фикус, фиалка, палочки для рыхления, щеточки, игрушка-мишка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Дети встают в круг и приветствуют друг друга («Доброе утро!»). После чего воспитатель говорит «Здравствуйте!». Дети повторяют.
1 часть- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на занятие – Мишка. Но он пришел к нам расстроенный, просит помочь. На их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Как вы думаете, чем можно победить лень? (Добрыми поступками, трудолюбием мы можем помочь жителям леса освободиться от старухи Лени.) Вы готовы помочь Мише и другим жителям леса? (Да.)
- Хорошо, посмотрите, какие растения стоят у меня на столе? (Алоэ, фиалка, бальзамин.)
- Как вы думаете, живые ли существа растения? Бывает ли им больно? (Ответы детей)
- Да, ученые обнаружили, что растение тревожиться, если рядом ломают другое. Они слышат музыку, любят ласковые руки и разговор.
- Могут ли они нам рассказать о своих печалях? (Нет, увы.)
- Только человек умеет говорить. А можно ли без слов увидеть, что дереву, цветку, кустику плохо? (Конечно, если у тебя доброе сердце, и ты любишь помогать.)
Положите ладошку на сердце. Стучит? Значит, зовет помочь слабым!
Сегодня мы поможем нашим растениям, поухаживаем за ними. Но сначала внимательно рассмотрим.
- Это какое растение? (Фикус)
- Какие у него листья? (Плотные,глянцевые гладкие.)
- А у бальзамина? (Маленькие, мягкие, тонкие.)
- У фиалки? (Плотные, ворсистые.)
- Погладьте листики.
- А кто знает, почему у фикуса такие большие листья? (Ответы детей.)
- Фикус считается не только красивым, но еще и магическим растением. Бытует мнение, что если поселить фикус в доме, то он будет изгонять из жилища нечистую силу и поглощать всю плохую энергию. Это комнатное растение хорошо очищает в воздух в доме и насыщает его кислородом.
А у бальзамина листья маленькие, тонкие. Он растет в местах, где часто идут дожди, и ему не нужен запас воды. Тебе интересно, Мишка? (Да.)
Фиалка растет в природе в Африке, где дожди – редкость, поэтому она также накапливает в своих мясистых листиках воду.
Давайте с вами вспомним правила ухода за комнатными растениями (Рыхлить, поливать, протирать, опрыскивать, чистить листики, раз в году пересаживать.)
2 часть -Д/игра «Назови оборудование по уходу за растениями»
(Дети называют – воспитатель показывает.) - Вот и настало время помощи нашим растениям. Давайте определим порядок работы. Сначала мы что делаем? (Рыхлим землю.) Для чего это нужно делать? (Чтобы к корням поступал воздух и вода.)
- А как нужно рыхлить? (Начинать от края горшка, здесь рыхлить глубже, а ближе к стволу – не глубоко, чтоб не поранить корни.)
- Посмотрите ребята, Миша, как Аня, Ваня и Никита будут рыхлить землю и запоминайте. Рыхлят они узким концом палочки, аккуратно, молодцы.
- А теперь, посмотрите, у растений листики пыльные. Как вы думаете, нужно ли удалить с листиков пыль? Почему? (Чтобы растение дышало и вбирало в себя свет.) Посмотрите, лис фикуса гладкий, как мы можем с него убрать пыль. (Вытереть тряпочкой.) Вика, Дима, берите тряпочки, мочите их в воде, хорошо отжимайте и протрите каждый листик.
- Ребята, а как вы думаете, можно протереть тряпочкой листья у бальзамина? Почему? (Листья маленькие, мелкие, нежные и их много.)
- Да, если мы их будем протирать, то повредим.
- Такие растения нужно опрыскивать. Давайте поставим цветок в тазик, чтобы не забрызгать стол. Землю закроем клеенкой, чтобы не размыть ее.
- Ваня, а вот ты возьми распылитель, брызгай аккуратно, все листики.
- Посмотрите на фиалку: листики у нее пушистые, вода, если брызгать на ее листики, будет скатываться, да и не любит фиалка, когда ее листики мокрые, они тогда начнут гнить. Кто знает, как помочь фиалке удалить с листиков пыль? (Щеточкой почистить.)
- Саша, Миша, Егор – берите щеточки и аккуратно чистите щеточкой каждый листик.
- А что мы еще забыли сделать для наших растений? (Полить.)
- Кто скажет, как нужно поливать фикус? (Редко, когда совсем земля в горшке высохнет, нельзя сильно заливать водой.) Женя, полей, воды нужно совсем немного.
- А бальзамин как нужно поливать? (Ему нужно воды лить много, поливать часто.) Ксюша, полей нам бальзамин.
- А фиалка, ребята, очень нежное растение, она не любит сильного полива и не любит пересушивания земли. Ее нужно поливать совсем понемногу, часто. Дима, полей, совсем чуть-чуть.
- Ребята, чтобы вы не забыли, как ухаживать за растениями, давайте поставим возле каждого цветка карточки-модели и повторим, как за ним ухаживать.
Фикус – рыхлить, протирать листики тряпочкой, поливать.
Бальзамин – рыхлить, листики опрыскивать, поливать часто и обильно.
Фиалка – поливать часто, но понемногу, рыхлить, а листики чистить щеточкой.
- Ребята, посмотрите, какими стали чистыми, Блестящими и красивыми наши цветы.
- Миша говорит, что даже слышит, как они радостно шелестят листьями, им очень хорошо. Давайте поставим их в наш зеленый уголок природы и будем ухаживать за ними и за другими растениями каждый день, ведь мы уже
знаем с вами, как это нужно делать.
- А теперь поиграем.
3 часть -Д/игра «Отгадай, что за растение?»
(с целью уточнения представления о растениях, умения узнавать их по описанию) (2-3 раза)
- Ребята, вот мы говорим, что растению необходима вода, они «пьют» воду. Это можно проверить на опыте. Давайте поставим цветок астры в подкрашенную красной краской воду. А завтра мы посмотрим, если стебель окраситься в красный цвет, значит, растение действительно «пьет» воду, и вода ему необходима.
Стук в дверь.
- Ой, посмотрите, тут нам сорока принесла письмо с благодарностью от лесных жителей. Они пишут, что старуха Лень растворилась и лес ожил.
- Давайте вспомним, как мы помогли нашим растениям?
- Какие правила мы сейчас решим соблюдать, чтобы не случилось беды с нашими растениями?
- Беречь
- Помогать.
- Ухаживать за растениями.
- Не лениться.
- Быть трудолюбивыми.
- Как вы понимаете пословицу «Терпенье и труд все перетрут»? Какие еще пословицы о труде мы знаем?
- Молодцы, ребята, сегодня вы помогли не только нашим растениям, но и лесным жителям. А ведь лес – это наше богатство, легкие земли. Ведь растения, деревья выделяют кислород, которым мы с вами дышим. Думаю, что мы с вами станем защитниками природы, никогда сами не причиним вред растениям, и не дадим это сделать другим.
- Миша тоже говорит вам большое спасибо за вашу доброту, сердечность, трудолюбие, зная о растениях, об уходе за ними. Он спешит домой, в лес, к друзьям.
- До свиданья Миша, приходи к нам в гости!
«Способы ухода за комнатными растениями»
Программное содержание:
1. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями.
2. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, умение сравнивать растения : Фикус, бальзамин и фиалку: выделять формы и способы ухода в зависимости от листа (вытирать, чистить или опрыскивать). Закреплять обследовательские действия: погладить, нажать и т. д.
3. Учить отбирать материал для ухода за растением (тряпочки, кисточки в зависимости от листа); выбирать модели способов ухода и потребностей растений во влаге; убирать рабочее место.
4. Активизировать словарь детей: бальзамин, алоэ, фиалка, вымыть, колючий, опрыскивать и т. д.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.
Оборудование: распылители, тряпочки, тазы, лейка, модели, бальзамин, фикус, фиалка, палочки для рыхления, щеточки, игрушка-мишка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Дети встают в круг и приветствуют друг друга («Доброе утро!»). После чего воспитатель говорит «Здравствуйте!». Дети повторяют.
1 часть- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на занятие – Мишка. Но он пришел к нам расстроенный, просит помочь. На их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Как вы думаете, чем можно победить лень? (Добрыми поступками, трудолюбием мы можем помочь жителям леса освободиться от старухи Лени.) Вы готовы помочь Мише и другим жителям леса? (Да.)
- Хорошо, посмотрите, какие растения стоят у меня на столе? (Алоэ, фиалка, бальзамин.)
- Как вы думаете, живые ли существа растения? Бывает ли им больно? (Ответы детей)
- Да, ученые обнаружили, что растение тревожиться, если рядом ломают другое. Они слышат музыку, любят ласковые руки и разговор.
- Могут ли они нам рассказать о своих печалях? (Нет, увы.)
- Только человек умеет говорить. А можно ли без слов увидеть, что дереву, цветку, кустику плохо? (Конечно, если у тебя доброе сердце, и ты любишь помогать.)
Положите ладошку на сердце. Стучит? Значит, зовет помочь слабым!
Сегодня мы поможем нашим растениям, поухаживаем за ними. Но сначала внимательно рассмотрим.
- Это какое растение? (Фикус)
- Какие у него листья? (Плотные,глянцевые гладкие.)
- А у бальзамина? (Маленькие, мягкие, тонкие.)
- У фиалки? (Плотные, ворсистые.)
- Погладьте листики.
- А кто знает, почему у фикуса такие большие листья? (Ответы детей.)
- Фикус считается не только красивым, но еще и магическим растением. Бытует мнение, что если поселить фикус в доме, то он будет изгонять из жилища нечистую силу и поглощать всю плохую энергию. Это комнатное растение хорошо очищает в воздух в доме и насыщает его кислородом.
А у бальзамина листья маленькие, тонкие. Он растет в местах, где часто идут дожди, и ему не нужен запас воды. Тебе интересно, Мишка? (Да.)
Фиалка растет в природе в Африке, где дожди – редкость, поэтому она также накапливает в своих мясистых листиках воду.
Давайте с вами вспомним правила ухода за комнатными растениями (Рыхлить, поливать, протирать, опрыскивать, чистить листики, раз в году пересаживать.)
2 часть -Д/игра «Назови оборудование по уходу за растениями»
(Дети называют – воспитатель показывает.) - Вот и настало время помощи нашим растениям. Давайте определим порядок работы. Сначала мы что делаем? (Рыхлим землю.) Для чего это нужно делать? (Чтобы к корням поступал воздух и вода.)
- А как нужно рыхлить? (Начинать от края горшка, здесь рыхлить глубже, а ближе к стволу – не глубоко, чтоб не поранить корни.)
- Посмотрите ребята, Миша, как Аня, Ваня и Никита будут рыхлить землю и запоминайте. Рыхлят они узким концом палочки, аккуратно, молодцы.
- А теперь, посмотрите, у растений листики пыльные. Как вы думаете, нужно ли удалить с листиков пыль? Почему? (Чтобы растение дышало и вбирало в себя свет.) Посмотрите, лис фикуса гладкий, как мы можем с него убрать пыль. (Вытереть тряпочкой.) Вика, Дима, берите тряпочки, мочите их в воде, хорошо отжимайте и протрите каждый листик.
- Ребята, а как вы думаете, можно протереть тряпочкой листья у бальзамина? Почему? (Листья маленькие, мелкие, нежные и их много.)
- Да, если мы их будем протирать, то повредим.
- Такие растения нужно опрыскивать. Давайте поставим цветок в тазик, чтобы не забрызгать стол. Землю закроем клеенкой, чтобы не размыть ее.
- Ваня, а вот ты возьми распылитель, брызгай аккуратно, все листики.
- Посмотрите на фиалку: листики у нее пушистые, вода, если брызгать на ее листики, будет скатываться, да и не любит фиалка, когда ее листики мокрые, они тогда начнут гнить. Кто знает, как помочь фиалке удалить с листиков пыль? (Щеточкой почистить.)
- Саша, Миша, Егор – берите щеточки и аккуратно чистите щеточкой каждый листик.
- А что мы еще забыли сделать для наших растений? (Полить.)
- Кто скажет, как нужно поливать фикус? (Редко, когда совсем земля в горшке высохнет, нельзя сильно заливать водой.) Женя, полей, воды нужно совсем немного.
- А бальзамин как нужно поливать? (Ему нужно воды лить много, поливать часто.) Ксюша, полей нам бальзамин.
- А фиалка, ребята, очень нежное растение, она не любит сильного полива и не любит пересушивания земли. Ее нужно поливать совсем понемногу, часто. Дима, полей, совсем чуть-чуть.
- Ребята, чтобы вы не забыли, как ухаживать за растениями, давайте поставим возле каждого цветка карточки-модели и повторим, как за ним ухаживать.
Фикус – рыхлить, протирать листики тряпочкой, поливать.
Бальзамин – рыхлить, листики опрыскивать, поливать часто и обильно.
Фиалка – поливать часто, но понемногу, рыхлить, а листики чистить щеточкой.
- Ребята, посмотрите, какими стали чистыми, Блестящими и красивыми наши цветы.
- Миша говорит, что даже слышит, как они радостно шелестят листьями, им очень хорошо. Давайте поставим их в наш зеленый уголок природы и будем ухаживать за ними и за другими растениями каждый день, ведь мы уже
знаем с вами, как это нужно делать.
- А теперь поиграем.
3 часть -Д/игра «Отгадай, что за растение?»
(с целью уточнения представления о растениях, умения узнавать их по описанию) (2-3 раза)
- Ребята, вот мы говорим, что растению необходима вода, они «пьют» воду. Это можно проверить на опыте. Давайте поставим цветок астры в подкрашенную красной краской воду. А завтра мы посмотрим, если стебель окраситься в красный цвет, значит, растение действительно «пьет» воду, и вода ему необходима.
Стук в дверь.
- Ой, посмотрите, тут нам сорока принесла письмо с благодарностью от лесных жителей. Они пишут, что старуха Лень растворилась и лес ожил.
- Давайте вспомним, как мы помогли нашим растениям?
- Какие правила мы сейчас решим соблюдать, чтобы не случилось беды с нашими растениями?
- Беречь
- Помогать.
- Ухаживать за растениями.
- Не лениться.
- Быть трудолюбивыми.
- Как вы понимаете пословицу «Терпенье и труд все перетрут»? Какие еще пословицы о труде мы знаем?
- Молодцы, ребята, сегодня вы помогли не только нашим растениям, но и лесным жителям. А ведь лес – это наше богатство, легкие земли. Ведь растения, деревья выделяют кислород, которым мы с вами дышим. Думаю, что мы с вами станем защитниками природы, никогда сами не причиним вред растениям, и не дадим это сделать другим.
- Миша тоже говорит вам большое спасибо за вашу доброту, сердечность, трудолюбие, зная о растениях, об уходе за ними. Он спешит домой, в лес, к друзьям.
- До свиданья Миша, приходи к нам в гости!