Мария Камалова
Организованная образовательная деятельность по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия — наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность в форме познавательной активности по патриотическому воспитанию в разновозрастной общеобразовательной группе (старший подготовительный возраст)
Образовательная область: познавательное развитие. Окружающий мир.
Тема: «Россия – наша Родина»
Возраст: 5 – 7 лет
Цель: воспитание в детях нравственно – патриотических чувств, любви и уважения к Родине.
Задачи
Публикация «Организованная образовательная деятельность по патриотическому воспитанию в подготовительной группе „Россия — наша Родина“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
1. Активизировать и закрепить знания детей о государственных символах России, о президенте РФ.
2. Воспитывать чувство любви к своей Родине – России.
3. Развивать интерес к родной стране, родному городу.
4. Развивать внимание, память.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о Родине, рассматривание альбома «Наш город – Саяногорск», «Города России», изготовление лэпбука «Россия – наша Родина».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, глобус, карта России, сюжетные и предметные картинки, звезды, билеты, ромашка, матрешки, обруч, ленточки, микрофон.
Ход занятия.
Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:
Здравствуйте, гости! (Руки к гостям)
Здравствуй, небо, (Руки вверх)
Здравствуй, земля, (Приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (Руки вперёд)
Воспитатель:
Здравствуйте, мои маленькие россияне! Ребята, а почему я вас так назвала - россияне? (Ответы детей)
Да, ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – РОССИЯ!
Давайте вместе повторим это слово – «Россия». А мы с вами граждане России – россияне!
Стихотворение Владимира Степанова «Необъятная страна» (рассказывает ребенок)
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какой цветок символизирует нашу страну? Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок, символизирующий Россию. Я бы выбрала ромашку Белая ромашка – это истинно русский цветок.
Ой, а что случилось с ромашкой? Где же ее лепесточки? (На доске расположена жёлтая серединка ромашки с грустным личиком, без лепестков)
Приносят письмо от Любознайки. Воспитатель читает. Здравствуйте, ребята группы «Дюймовочка! Я приходил к вам в гости, хотел с вами поиграть. Но вас не оказалось в группе. У вас есть замечательный цветок – ромашка. Я с ним поиграл и все лепесточки растерял. Пожалуйста, найдите лепесточки!
Воспитатель: надо бы помочь. Ребятки, поможем найти и собрать лепестки? (Да) Тогда предлагаю отправиться в путешествие по России, чтобы разыскать лепестки и вернуть их нашей Ромашке.
- Ребятки, а на каком транспорте можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе, который нас уже ждёт. Но для того, чтобы занять места в салоне, надо приобрести билеты.
Цена билета – ваша улыбка.
(Дети подходят к воспитателю и приобретают билеты) Дети проходят в салон автобуса, (который составлен из детских стульчиков).
Основная часть
Остановка № 1: «Широка страна моя родная!»
Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну? (На глобусе, на карте)
- А что такое глобус? (Маленькая модель Земли) Рома найдет Россию на глобусе.
- Ребята, посмотрите, что это? Это карта России. (Карта расположена на мольберте, Олеся покажет на карте Россию)
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. (Воспитатель обводит указкой территорию нашей страны). Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться на поезде с одного края нашей страны на другой надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.
Ребята, а кто ответит мне на один сложный вопрос: «На каком материке располагается Россия?» (Страна Россия расположена на материке Евразия, который включает две части света: Европу и Азию).
Воспитатель: ой, ребятки, кажется, я вижу лепесток Ромашки! (Воспитатель поднимает с пола спрятанный лепесток). Ура! Мы его нашли и отдадим нашей Ромашке! (Ребёнок прикрепляет на доске лепесток). Ну, что отправляемся дальше! Поехали!
Остановка № 2: «Символы России»
Ребенок:
Россия – Родина святая!
Люблю тебя я всей душой.
Россия - ты обитель рая,
Горжусь великою страной!
У каждой страны есть свои государственные символы: какие? (ответ детей: герб, флаг и гимн).
Воспитатель: мальчики сейчас найдут картинку с изображением герба, а девочки – флаг России Молодцы, вы все правильно все сделали.
Ребятки, посмотрите на герб. Кто расскажет, что такое герб и что он представляет?
Герб – это эмблема государства. Кто изображен на гербе нашей страны. (Орел с двумя головами). Как вы считаете, почему именно орел на нашем гербе, а не, например – воробей.
(орел -сильная птица) Кого вы видите на груди у орла. (Георгий -победоносец, убивает копьем змея)
Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? (Ответы детей Это святой Георгий Победоносец – небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Там, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом.).
Потому что, он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов.
На красном щите расположен золотой двуглавый орёл. В лапах орла скипетр и держава. Скипетр – это жезл – символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава служили знаком царской власти. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств, означают сильную власть, защиту государства и его единство.
Орел на гербе необычный. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Две головы орла – это единство страны, он смотрит одновременно на Запад и на Восток. Его поднятые крылья показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна.
На груди у орла красный щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот смелый герой?
Герб России является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.
Каждый элемент герба имеет своё значение:
Двуглавый орел — символ единства России;
Короны — союз республик, входящих в состав России;
Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство;
Всадник на щите — победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.
Флаг Российской Федерации имеет три цвета: (ответы детей: белый, синий и красный). Кто расскажет нам про флаг?
Белый цвет означает мир, чистоту; синий цвет символ веры и верности; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Гимн. Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Наш гимн написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков.
Давайте прослушаем гимн России.
(Дети встают. Воспитатель включает гимн Российской Федерации)
(Находим с ребятами ещё один лепесток ребенок прикрепляем к Ромашке.
Едем дальше.
Физминутка «Хорошо»
Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, идти с друзьями! (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть россиянином! (показывают большие пальцы)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Остановка № 3 «Москва. Достопримечательности Москвы». Продолжаем путешествие по России.
Воспитатель: а сейчас мы с вами отправляемся в самое сердце России! Как вы думаете, где мы? В каком городе? (Ответы детей). Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)
На экране изображение Москвы.
Ребенок рассказывает стихотворение. Людмила Дерягина «Москва»
В России городов не счесть,
У них особенные лица,
И самый главный город есть:
Москва – прекрасная столица.
Москвы-красавицы наряд,
Из многих выполнен узоров,
На солнце золотом блестят
Кресты и маковки соборов.
Воспитатель показывает презентацию о достопримечательностях Москвы.
(Находим с ребятами ещё один лепесток, ребёнок прикрепляет лепесток на доску)
Остановка № 4: «Президент»
Воспитатель: Скажите, кто управляет нашим государством? (Президент)
-Как его зовут? (Владимир Владимирович Путин)
-Вы правы, В. В. Путин уже много лет управляет страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека. Посмотрите на портрет нашего президента В. В. Путина.
Показ портрета президента России.
Президент России имеет большие полномочия и обладает огромной властью! Все дела президента очень важны, они определяют нашу жизнь! Президент вникает и в жизнь простых людей. Интересуется их зарплатами, здоровьем, жильём, количеством детей в семьях, образованием, культурой. Проблемная ситуация «Качества президента» Как вы думаете, какими качествами должен обладать президент для того, чтобы выполнять свои обязанности хорошо? (быть сильным, внимательным, ответственным, находчивым и т. д.). Наш президент, Владимир Владимирович Путин, много знает и обладает широким кругозором, любит читать книги и занимается охраной редких животных. Быть всегда в хорошей форме, поддерживать здоровье на должном уровне помогает президенту спорт. Он занимается восточными единоборствами, мастер спорта по дзюдо и самбо, умеет управлять мотодельтапланом, самолётом. Любит Путин на лыжах и коньках прокатиться: и просто так, и в хоккей сразиться. Как и любого человека, у президента есть свои увлечения. У него есть коллекция географических карт и почтовых марок с изображениями выдающихся людей. Наш президент любит слушать разную музыку, и сам умеет играть на рояле.
Ребята, а если бы вы были президентом страны, то, что бы вы сделали, какие законы придумали? (Детям дать микрофон и послушать их ответы)
(Находим с ребятами ещё один лепесток, ребёнок прикрепляет лепесток на доску)
Остановка № 5: «Россия – страна мастеров»
Воспитатель:
Славилась Россия чудо - мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
- Ребята, я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства русских мастеров.
Отгадайте загадки:
Эта роспись просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком… (Гжель)
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке… (Хохлома)
- Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это (Матрёшки)
Воспитатель: правильно, ребята. Матрешка – это тоже символ России. Так, где же Родина нашей матрешки? (В России)
Верно! Вот и помогли мы матрешке обрести свою Родину. Россия – это и наша Родина тоже. Ребятки, какие вы молодцы! За верные ответы и активное участие вам подарочки: МАТРЁШКИ - РАСКРАСКИ! Раскрашивайте с радостью и на свой вкус! (воспитатель раздает шаблон матрешек).
(Находим с ребятами ещё один лепесток, ребёнок прикрепляет лепесток на доску). Поехали дальше!
Остановка № 6: «РОДИНА»
Ребенок рассказывает стихотворение. Алексей Стариков
Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колосится.
Много у Родины общего с мамой
Самой красивой, ласковой самой!
Так и должно быть: что дорого нам:
Напоминает всегда наших мам!
Воспитатель: Россия – наша Родина. Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)
Давайте теперь поиграем, я буду говорить начало, а вы будет продолжать…
Наша страна называется – Россия.
Граждане России, т. е. мы с вами – Россияне
Столица России город – Москва
Давайте все вместе ей скажем «Ура».
А наш город называется – Саяногорск!
Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна.
Рассматриваем достопримечательности Саяногорска
Саяногорск – это наша малая Родина.
- Ой! Я, кажется, заметила последний лепесток. Ура! Давайте отдадим нашей Ромашке.
Прикрепляем последний лепесток к Ромашке. (Меняем желтую «грустную» серединку на «улыбающуюся» и читаем с детьми, что нам говорит Ромашка).
Воспитатель: Ромашка любит Саяногорск, потому что она здесь выросла. Саяногорск — это и её Родина тоже. Ребятки, а вы любите свою Родину? (Да)
Ребенок рассказывает стихотворение «Необыкновенный городок» Валентина Екимова.
Необыкновенный городок
Вырос на земле Сибирской.
Название ему - Саяногорск.
Он для меня родной и близкий.
Наш городок красивый очень,
Весёлый, чистый, молодой.
Ну, как же нам им не гордиться
И как его нам не любить.
Здесь легендарные страницы.
Нам никогда их не забыть!
У нас плотина и заводы,
Ведь больше нет таких в стране!
Здесь Енисей наш катит воды,
Даёт нам свет, тебе и мне.
(Воспитатель достает обруч, на нем завязаны разного цвета ленточки и предлагает детям развязать одну и ответить на вопрос: за что я люблю свою Родину).
Ответы детей: (за то, что она самая большая; самая красивая; за то, что здесь живу; за то, что здесь живет моя мама, за то, что здесь трудолюбивые люди, за то, что природа красивая и так далее.)
Воспитатель: -О! тогда вас можно назвать юными патриотами.
Патриот – это человек, который любит свою Родину.
Пора в дорогу собираться,
Обратно в садик отправляться.
Заключительная часть.
Воспитатель. Вот и закончилась наша игра-путешествие. Надеюсь, что вам оно понравилось. Вы вспомнили, а может, и узнали что-то новое о нашей Родине. Вы сегодня были–большие молодцы! Что вам понравилось, запомнилось в нашем путешествии? Чтобы вы хотели повторить, чем вы поделитесь вечером с мамой. Ребятки, любите свою Родину и гордитесь ею!
Я желаю, чтобы все были счастливы, и наша страна заботилась о вас, а вы любили бы её и тоже заботились о ней.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.
(Е. Синицын.)
Спасибо всем за участие!