Дарья Александровна
Организационный подготовительный период работы вожатого
▼ Скачать + Заказать документы
В организационный период вожатый должен решить следующие задачи:
Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.
Познакомить детей с возможностями лагеря и правилами
жизнедеятельности в нем.
Выявить потребности, интересы и способности воспитанников.
Сформировать органы самоупраления.
Включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде.
Создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов
деятельности.
Подготовить отряд к открытию лагерной смены.
Содержание деятельности вожатого в организационный период :
Публикация «Организационный подготовительный период работы вожатого» размещена в разделах
заезд детей;
знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями
лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем;
выработка плана жизнедеятельности в отряде;
выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников;
Формирование органов самоуправления;
планирование перспектив жизнедеятельности детей и подростков в
отряде и лагере;
благоустройство жилых помещений и территории отряда;
подготовка к открытию лагерной смены.
Сценарий «Огонек знакомства»
1) Возраст детей 13-16 лет;
2) Тема «Огонек знакомства»;
3) Цель: Знакомство и сплочение коллектива;
4) Оборудование: свеча, ватман, шляпа, вопросы на отдельных листочках,
конверт, листочки и ручки по количеству участников, «аквариум», бумажные
рыбки 3-х цветов, английские иголки, проектор, карточки с текстом легенды;
5) Ход занятия.
Организационный момент.
Все дети садятся в круг.
- Добрый день! Сегодня мы поговорим об одной из форм организации досуга в
лагере – об огоньке. Огонек бывает нескольких видов: огонек – знакомства,
прощальный огонек, огонек – анализ дня, конфликтный огонек. Поскольку это
занятие одно из первых, как вы думаете, какой вид огонька мы можем
использовать сегодня (ответ обучающихся).
Верно, тема нашего занятия «огонек знакомства. Сформулируйте основную
цель занятия (ответ обучающихся. Цель, познакомиться, подружиться, узнать
новую форму организации деятельности).
Перед тем, как мы начнем, прошу вас определиться с каким настроением
пришли вы сегодня. Для этого посмотрите на стенд, на котором изображен
аквариум. В него каждый из вас запустит рыбку того цвета, который
соответствует вашему настроению на этот момент: желтая рыбка – плохое
настроение, оранжевая – хорошее, красная – отличное.
Деятельность обучающихся: определяются с настроением и «запускают»
рыбок в аквариум.
Все в мире подчиняется определенным правилам, законам: мероприятие, урок,
занятие. Огонек также имеет ряд правил. Давайте с ними ознакомимся,
посмотрите на стенд:
1. Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы,
подними руку, либо попроси слова.
2. Учись внимательно слушать, дай высказаться другому, не перебивай
говорящего.
3. Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.
4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай.
5. Правило «свободного микрофона» : никого нельзя заставлять выступать на
огоньке или запретить кому-то говорить.
6. На огоньке говорят откровенно о том, что думают, и что волнует.
7. Береги время, дай возможность высказаться другому.
- Людям нравится собираться у костра, делиться своими мыслями,
рассказывать истории. Вот и сегодня мы с вами собрались в круг, в центре
которого зажжем свечу (педагог зажигает свечу).
Существует легенда о людях, рассказывающих легенды. Давайте ее
расскажем вместе. Каждый из вас прочитает часть легенды. Текст легенды
напечатан на листах бумаги определенного цвета. Каждый отрывок
соответствует слайду, отображенному на экране. Обратите внимание на цвет
вашего листа, он соответствует цвету слайда. Как только на экране появляется
кадр и его цвет совпадает с цветом вашего листа, читаете свою часть легенды.
Итак, внимание на экран.
«Легенда о людях, рассказывающих легенды»
Давным-давно, а может быть и недавно. Кто мы такие, чтобы обсуждать
бег времени, его течение. Мы видим только свою жизнь, чувствуем свои года.
Время летит незаметно. И в мерках планетарного времени наша жизнь столь
коротка и незаметна для общей истории. Однако история не создается сама по
себе. Она складывается из многих и многих жизней, из поступков разных
людей.
А тогда еще не было нас с вами, не было ваших родителей. Да что
говорить. Даже ваши прапрабабушки и прапрадедушки еще не появились на
белый свет. И люди жили в пещерах и грелись у костров. Ходили на охоту с
копьями и луками, укрывались шкурами мамонтов и бурых медведей. Вот, в те
давние, далекие времена жило на берегу моря племя. Обычное племя, каких
много жило в те времена на нашей планете. Простые люди, которые жили,
чтобы есть и охотились, чтобы быть сытыми.
Каждый вечер они собирались у костра, чтобы похвастаться своей силой,
ловкостью и умением, съесть очередную сладкую косточку, показать добытые
шкуры и бивни.
И был в том племени один мальчик. Родился он слабым и хилым. И только
благодаря любви матери он остался в живых. Трудно ему было. Он не мог
ходить вместе со всеми на охоту, не умел метко стрелять из лука, слаб был.
В племени над ним часто смеялись, щипали, дразнили. Трудно было ему.
И он часто убегал из стойбища в горы, разжигал свой маленький костерок и,
сидя около огня, любил смотреть в пламя, наблюдать за звездами, любоваться
бегом реки. Сородичи очень часто ловили на себе его задумчивый взгляд, что
бесило их все больше и больше. Все злее становились шутки, все более
жестокими.
И вот, однажды вечером мальчишка не выдержал очередных издевательств
и ушел из племени. Долго шел по берегу моря, ночевал в ямах и на деревьях.
Но каждый вечер он садился у огня и мечтательно смотрел на небо. В это
время разные мысли посещали его голову, он видел различные картины,
которые поначалу пугали его.
И вот однажды вечером, расположившись на ночлег, он увидел недалеко от
себя горящий костер. Ему стало любопытно, что за люди расположились так
смело под открытым небом. Потихоньку, крадучись, он приблизился к огню и
увидел странную картину: вокруг огня сидят люди и внимательно слушают
речь одного из старейшин. Приблизившись поближе, он прислушался и понял,
что разговор идет не о бивнях и шкурах, не о еде.
Старейшина рассказывал какие-то истории. Вот он закончил, и следующий
человек принялся рассказывать свою историю, за ним следующий. Мальчишка
тихонько подошел и сел у костра. Все были настолько увлечены рассказом, что
даже не заметили, что в кругу появился чужой. И только когда вдруг прозвучал
голос мальчишки: “А вот я расскажу. ”, - все встрепенулись, но увидев, что
никакой опасности им не грозит, позволили мальчишке говорить. А он?
Он начал свой рассказ о звездах, о том, как много их над головой и что
каждая звезда имеет свое назначение. О море, в котором столько всего
интересного. О будущем, которое ждет нашу родную и любимую планету.
Мальчишка рассказывал свои сны, свои фантазии. Поздно закончился его
рассказ, но никто в племени не смел шелохнуться, пока звучал его голос. Его
прозвали “Сладкоголосым”.
И с тех пор каждый вечер племя собиралось у костра, чтобы послушать его.
Он приобрел друзей и товарищей, которые ценили его не за силу и ловкость, а
за умение красиво говорить и придумывать.
Много времени пролетело с тех пор. Люди до сих пор ценят писателей и
поэтов – людей умеющих красиво рассказывать свои фантазии и мечты. В
разное время их и называли по-разному: кобзари и аэды, гусляры и
былинники. Люди собираются в круг, чтобы послушать их. Услышать рассказы
и былины, окунуться в мир фантазий и мечтаний.
Деятельность обучающихся: читают по карточкам легенду.
Красивая легенда? С кем бы вы себя сравнили из участников легенды? Кто
больше всего по духу вам? Почему пришлось уйти из племени слабому
юноше? Его не понимали. А часто ли мы понимаем тех, кто рядом?
Основная часть занятия.
Нам вместе предстоит заниматься целый год. Чтобы поближе
познакомиться предлагаю вам поучаствовать в ряде упражнений.
«Часы». Каждый на листе бумаги рисует циферблат. По моей команде вы
назначают друг другу встречи в определенное время, используя циферблат.
Например, Маша назначает встречу Кате в час и отмечает это у себя на листке,
соответственно у Кати на циферблате отмечена встреча с Машей тоже в час и
так до полного заполнения расписания.
Во второй части нашего упражнения мы будем встречаться с теми, с кем
назначили встречу сами и беседовать на темы, которые я буду озвучивать
перед каждой встречей в определенный час. Например, время встречи два
часа, тема «мои увлечения»; время встречи пять часов, тема «моя семья» и
т. д.
Это упражнение позволило найти общие темы, интересы.
Деятельность обучающихся: групповая работа.
«Шляпа». Упражнение «шляпа» поможет нам узнать индивидуальную
информацию На листках бумаги написаны вопросы, при ответе на которые
можно лучше узнать, понять друг друга. Каждый по очереди берет листок с
вопросом из шляпы, передаваемой по кругу.
Вопросы могут быть следующие:
Какую последнюю ты прочитал (а) книгу?
Какую страну ты хотел (а) бы посетить?
Как ты любишь проводить свободное время?
Самый необычный день в твоей жизни?
Какие качества тебе нравятся в людях?
Что бы ты сделал (а, если бы выиграл (а) миллион? и др.
Деятельность обучающихся: отвечают на вопросы.
«Тайна»
Каждый пишет свое пожелания или ожидания от предстоящего учебного года.
Все записки подписываются по желанию и собираются в конверт, который
запечатывается до прощального огонька или конца учебного года.
Деятельность обучающихся: пишут пожелания.
Подведение итогов.
- В начале занятия мы зажгли свечу, которая согревала нас своим теплом и
светом (педагог берет свечу в руки). Для подведения итогов нашего занятия
попрошу каждого из вас ответить на один вопрос, передавая свечу по кругу.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было самым интересным?
- Что запомнилось больше?
- Что не понравилось?
- Были ли сложности при выполнении упражнений? Какие?
- Что нового вы узнали о себе?
- Какое упражнение тебе понравилось больше?
- Понравилась ли вам такая форма занятия?
- В какой форме проходило наше занятие сегодня?
- Какие виды огонька вы запомнили?
- Какую цель мы поставили в начале нашего занятия?
- Достигли ли мы поставленную цель?
В завершении нашего занятия приглашаю вас спеть всем известную и
любимую песню «Изгиб гитары желтой» (детям раздается листы с текстом
песни).
Прежде чем мы расстанемся, я прошу каждого из вас еще раз определиться
со своим настроением, выберете рыбку соответствующего цвета: желтая –
плохое, оранжевая – хорошее, красная – отличное. Запустите рыбок в
аквариум. Изменился аквариум или нет?
До свидания.