Ольга Лукьянова
Организационные задачи МДОУ на летний оздоровительный период
▼ Скачать + Заказать документы
Впереди – лето!
Три теплых, светлых, радостных и очень открытых для общения месяца.
«Колокольчики! Ромашки!
Незабудки! Васильки!
Босиком и без рубашки
Ходим мы, плетем венки» («Июль», В. Берестов)
Вот и лето на пороге. Наступают жаркие денёчки. Лето очень скоротечно, и поэтому надо как можно эффективнее использовать его возможности. Что бы дети стали выносливыми, физически здоровыми, закаленными. Поэтому перед МДОУ стоит задача, достичь это за летний период.
Темочки:
Основными задачами оздоровительной деятельности в летний период в МДОУ являются :
Организация лечебно – профилактической работы;
Организация режима дня;
Организация питания;
Организация питьевого режима;
Организация закаливания ;
Организация физического, эстетического, интеллектуального развития с помощью игр.
Организация режима дня включает :
1. Рациональное построение режима дня с учетом летнего сезона.
2. Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.
Влажная уборка помещений
Проветривание
Кварцевание групповых помещений.
3. Правильная организация двигательного режима, отсутствие перегрузки режимных моментов.
4. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
5. Санитарно – просветительская работа с родителями о соблюдении режима в семье.
Организация питания :
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Летом для детей калорийность и пищевую ценность рациона необходимо увеличивать примерно на 10%. С этой целью в рационе следует, в первую очередь, увеличить количество молочных продуктов за счёт творога и кисломолочных напитков, оказывающих благоприятное действие на процессы пищеварения.
Большую роль в повышении белковой ценности детского рациона играют мясные продукты, количество которых должно быть несколько увеличено. Увеличивается также доля растительных масел в общем количестве жировых продуктов.
Основными источниками углеводов в летний период должны стать овощи и фрукты. При этом особенно важно в рационе детей увеличивать количество ранних овощей – редиса, салата, ранней капусты, широко включать в рацион морковь, свеклу, репу, а также кабачки, огурцы, помидоры. Давать их рекомендуется не только в обед, но и на завтрак и ужин с обязательным добавлением различной свежей зелени. С продуктами растительного происхождения ребёнок получает большое количество витаминов, микроэлементов, клетчатки, пектиновых веществ.
Помимо того, что большинство ранних овощей и, особенно, различная зелень являются источниками витаминов и минеральных веществ, они ещё являются поставщиками щелочных солей и щелочноземельных металлов, которые способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия в организме, очень часто нарушающегося в условиях перегревания.
Организация питьевого режима;
Летом, в жару, у детей повышается потребность в жидкости. Об этом надо помнить и всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питьё предлагается детям в виде свежей кипячёной воды, отваров шиповника, овощей, несладких соков.
Питьё рекомендуется давать детям после возвращения с прогулки и перед проведением закаливающих процедур. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипячёную воду, несладкий чай) и стаканчики по числу детей.
Организация системы закаливания – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 С.
Большую радость детям доставляет процедура закаливания солнцем, которая осуществляется на прогулке в летнее время. Воспитатели начинают процесс закаливания со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца (5–6 минут, а затем вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т. е. детей раздевают до трусов и майки, а затем оставляют в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40 -50 минут.
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности педагоги используют обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя, в младших группах сухое обтирание. Обливание ног проводится перед сном, хождение по дорожкам здоровья после сна.
Закаливающие мероприятия проводятся под руководством врача, который с учетом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами всех времен как одно из главных средств воспитания. Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие- ролевые, строительные, игры-драматизации и т. д. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство гармоничного развития личности.
Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми и самими играющими.
Все мы прекрасно знаем, что дети младшего дошкольного возраста довольно активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т. п. Однако их двигательный опыт еще невелик, движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны для них. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно. Отсюда напрашивается вывод: организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников на свежем воздухе требует постоянного внимания педагога, его помощи и даже непосредственного участия в играх и упражнениях малышей.
Дети 5 - 6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми и ловкими, они лучше ориентируются в пространстве и увереннее действуют в коллективе. Несмотря на достаточный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации игр на воздухе. Дети должны научиться соблюдать правила игры, играть честно и не обманывать, не наталкиваться во время бега на других детей и еще очень многому, что позволит детям играть дружно, а педагогу – экономить время на организации и увеличить продолжительность игр.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Наступило лето. Именно сейчас можно уделить время и «общению» с природными материалами: песком, водой, глиной.
Сравнить свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Предложить детям бросить в таз с водой камешки. Можно спросить : всегда ли вода бывает прозрачной? В солнечный день вылейте на пол веранды воду. Пол под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет на глазах у детей.
А сколько удовольствия приносят детям игры с песком! Но песок как строительный материал недолговечен. Стоит ли удивляться, что дошкольники успевают только первоначальное представление о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного. пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее. Почему сухой песок легче влажного.
Поговорим теперь о глине. С глиной детям удобно заниматься на улице: нестрашно, если они испачкаются. Не надо торопить детей и напоминать о том, что занятие заканчивается, можно помыть руки в тазике с водой или в ведерке, не боясь пролить воду. Уточнить знания о свойствах глины поможет практическая деятельность. Игра «Пекарня», в ходе которой дети лепят из глины булочки, батоны, или игра «гончарная мастерская» заинтересует их не меньше.
ВЫВОДЫ. МЫ все, воспитатели и родители хотим, что бы дети стали менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям, обладали хорошим здоровьем и аппетитом, были спокойными, уравновешенными, бодрыми, жизнерадостностными, обладали высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении режима дня и гигиены, закаливающих процедур, правильном питании, выполнении физических упражнениях, которое им может дать МДОУ.