Эльмира Цыбина
Организационные аспекты управления сферой образования в Российской Федерации
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России наиболее важным приоритетом является развитие системы образования. Государство заинтересовано в достижении качественного образования, это предполагает широкий спектр образовательных услуг, которые отвечают разным, постоянно меняющимся потребностям граждан и работодателей.
Россия находится на пути изменений в политической и экономической сферах общества. Мы формируем наше общество и налаживаем рыночные отношения во всех сферах деятельности. Не должна быть исключением и образовательная система. Одну из важных ролей в достижении поставленных целей играет чётко выстроенная иерархия системы управления образованием с распределением полномочий на уровнях власти.
Публикация «Организационные аспекты управления сферой образования в Российской Федерации» размещена в разделах
Необходимо упорядочение организации системы образования, наличие управляющих органов, которые образуют самостоятельную систему управления. Обе системы находятся в единстве, имеют общие цели функционирования.
Положения Конституции являются правовой основой государственного управления образованием в Российской Федерации. Принципы управления, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации : разделение полномочий между уровнями власти, демократический характер, приоритет прав и свобод человека и гражданина, законность, социальная направленность, которая проявляется в правовых формах, обусловливающих формирование и развитие общественных отношений в сфере образования.
Сейчас в России существует четыре уровня управления образованием :
• федеральный;
• региональный;
• муниципальный;
• уровень образовательного учреждения.
Развитие современного общества и развитие самоуправления находит своё отражение в передаче основных задач и функций управления образованием на региональный и муниципальный уровни. Разделение компетенций соответствует решаемым задачам.
Разделение полномочий Российской Федерации в вопросах образования происходит от конституционных норм РФ, которые закреплены в 71-73 статьях о распределении полномочий между федерацией и её субъектами. В статье 72, пункте «е» Конституции Российской Федерации «Общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» [1].
Основу нормативного регулирования образованием составляют такие нормативные акты: Конституция РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" [4] и другие.
Организационные подходы управления образованием в РФ, во-первых, направлены на создание качественного образования. Результативность исследований по оценке качества образования зависит понимания качества образования. Это понятие представляется разными исследователями неоднозначно.
Под «качеством» понимается совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [11]. В настоящее время качество образования рассматривается, во-первых, как результат учебной деятельности студентов, во-вторых, как показатель организации учебно-воспитательного процесса. Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса закономерно обуславливает привнесение соответствующих изменений в управленческую деятельность администрации образовательного учреждения[10].
Качество имеет структуру - совокупность взаимосвязанных свойств объекта управления, т. е. иерархия показателей и характеристик в состоянии того объекта, которые подлежат оценке. Каждое свойство объекта можно измерить количественными показателями: уровнями, коэффициентами, процентами, баллами, динамикой показателей по ступеням обучения [9].
По определению профессора Э. Короткова, – «Качество образования – это комплексная характеристика профессионального сознания, определяющая способность специалиста успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития» [8].
Можно выделить несколько основных подходов оценки качества образования :
Теоретический - изучение проблем при помощи теоретико-методологического исследования.
Практический - создание средств оценки подготовки обучающихся.
Третий подход совмещает в себе теоретические и практические исследования. Это самый приемлемый подход.
Стратегическое управление качеством образования должно ориентировать руководителей образовательной системы в регионе на улучшение достижения поставленных целей, акцентируя внимание на процессах, которые будут улучшать качество образования. Сравнивать показатели качества этих процессов необходимо ежегодно. Важной ролью при стратегическом планировании является умение администрации образовательного учреждения вовремя выявлять и немедленно ликвидировать дефекты в работе, что значительно повышает качество обучения [7].
Главной проблемой, на которую направлено управление качеством образования, является сокращение значительного расхождения между действительными и востребованными результатами. Данное расхождение всегда существует, но зависит от своевременной реакции образовательных учреждений на постоянные изменения потребностей местного сообщества и внешней среды.
Таким образом, для управления качеством образования нужно привлекать общественность, распределяя ответственность за результативность образования между заинтересованными субъектами.
Система управления, которая существует сейчас, не сокращает разрыв между ожидаемыми и реальными образовательными результатами, так как она больше ориентирована на контроль соответствия результатов образования требованиям образовательного стандарта.
Чтобы обеспечить нужный уровень качества образования руководителям необходимо овладеть технологиями управления персоналом и стратегическим планированием. Так же необходимо обучению PR – деятельности, фандрайзингу и т. п. Управление развитием образования требует создания системы мониторинга качества образования в регионах и в общенациональном масштабе.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". "Российская газета". N 50. 12.03.2004.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ. - N 53 (ч. 1). -ст. 7598, 2012.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") //Собрание законодательства РФ. - N 47, ст. 5489, 2008.
5. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 594 (ред. от 22.11.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки". "Собрание законодательства РФ", 22.07.2013, N 29, ст. 3971.
6. Закон Омской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области» № 1569-ОЗ // газета "Омский вестник" от 20 июля 2013 г. N 34.
Литература:
Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении / Е. И. Варченко // Молодой ученый. – 2013. - № 3. – С. 471-474.
7. Коротков А. В. Управление качеством образования. – М. : Академический проект, 2006. – С. 45.
8. Куртон Е. Б. Управление образованием в условиях рынка. – М. : Новая школа, 2007. – С. 63-64.
9. Полянская Г. М. Управление качеством образования в современной школе : автореферат дисс. – Саратов: СГУ, 2007. – 27 с.
10. Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2016 ГОСТ Р ИСО 9000-2000. – Режим доступа: https://intent.gigatran.com/