Римма Салимзянова
Организационное родительское собрание в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организационное родительское собрание в младшей группе «Солнышко»
«Задачи воспитания и обучения на учебный год. Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Публикация «Организационное родительское собрание в младшей группе» размещена в разделах
Задачи: Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет; с задачами воспитания и обучения на учебный год; с особенностями образовательного процесса в группе.
Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.
Ход собрания
1. Вступление (название темы род. собрания, цели и задачи)
Провести игру на сплочение коллектива «Мы с тобой одна семья»
Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка - это родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная. Проходят увлечения, меняются привязанности, но любовь и потребность в ответной любви остаются до конца дней.
Дорогие родители, бабушки и дедушки наших детей! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи в воспитании и создании для них уютной и радостной обстановки в детском саду - невозможная задача. Каким должен быть наш союз, что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в группе была радостной и интересной? Об этом пойдет конкретный разговор на этой встрече.
А. С. Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед стариной»
Быстро летит время. Приходит день, когда уверенная и молодая сильная рука ребенка, ставшего взрослым, должна стать опорой родителям. Счастливы те дети и родители, кто пройдет этот путь вместе.
Сегодня мы имеем возможность остановиться на проблемах воспитания, приоткрыть маленькие секреты к успеху в воспитании. Пусть нам помогут в этом народные пословицы (родители по очереди читают пословицы)
А сейчас у всех желающих есть возможность сказать самое главное о воспитании в слове-эстафете. Родитель, взяв предмет, должен продолжить предложение: «Чтобы у меня вырос (ла) хороший сын (дочь, я должен (должна).»- и передать предмет по кругу.
Спасибо за искренние высказывания, из которых видно, что желание воспитать хорошего человека живет в каждом из вас. Труд вашей души, жизненный опыт, наблюдения пусть помогут вам в этом.
Ваше желание нам помочь в воспитании и организации интересной жизни детей дает возможность надеяться, что никто не останется в стороне.
Прав, наверное, известный педагог В. А. Сухомлинский, сказав: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом» Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью, приятными ожиданиями в жизни.
2. Доклад к родительскому собранию «Возрастные особенности детей 3 -4 лет».
"Я сам"
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я — самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду! (Л. А. Булгакова).
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда.
На основе наглядно-действенного восприятия, к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.
К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.
В этом возрасте начинает развиваться воображение, когда одни предметы заменяются другими, и дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Взаимоотношения детей ярко проявляются в играх. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. А положение ребёнка во многом определяется мнением взрослого
Управлять своим поведением ребёнок ещё не может, начинает развиваться самооценка, при этом дети ориентируются на мнение взрослого. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек.
В дошкольный период очень важно, чтобы у ребёнка развивался положительный образ "я" - чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье.
Какой же он, эмоционально благополучный ребенок?
Это ребенок, который:
• улыбается,
• непосредственно ведет себя в разных ситуациях,
• общительный;
• доброжелательный;
• способен выслушать других;
• не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор;
• ласков с родными и близкими;
• не проявляет агрессии;
• не берет чужие вещи без спроса;
• в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение;
• проявляет чувство юмора;
• не повышает голос;
• считается с мнением окружающих;
• прислушивается к советам взрослых.
3. Задачи воспитания и обучения детей младшей группы с 3 до 4 лет в соответствии с ФГОС.
Что такое ФГОС? ФГОС – это федеративный государственный образовательный стандарт, утвержден и введен в действие с 1 января 2014 г. В соответствии с ФГОС мы работаем по обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Перед нами стоят следующие задачи
1. Образовательная область «Физическая культура».
Задачи воспитания и развития детей:
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: - выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх;
Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других.
Развивать у детей физические качества: - быстроту координацию, реакцию на сигналы и действия;- содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.
Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку.
Проведение с родителями физ. минутки «Хомка, хомка, хомячок»
2. Образовательная область «Познание»
Задачи образовательной деятельности
Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).
Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального, способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).
Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности). Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Учить находить в окружающей обстановке один и много однородных предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов «больше - меньше», «столько - сколько».
Проведение с родителями игры : «Что где растет?»
цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.
Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.
Родители делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи образовательной деятельности
Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю
Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).
Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду
Развиваем ценностное отношение к труду
Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления оконкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.).
Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.
Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Развивать интерес к правилам безопасного поведения.
Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами.
Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
Проведение с родителями игры : «Кому что нужно»
Цель: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как докто, парикмахер, повар; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.
Для игры нужно подготовить предметы, необходимые для выполнения проф. деят-ти, а так же детали соответствующих костюмов. Родители распределяются по ролям.
В ходе игры каждый родитель сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Родителям нужно выбрать предмет, который необходим для их проф. дея – ти. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.
4. Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи образовательной деятельности
Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3-х простых фраз.
Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук
Проведение с родителями игры «Светофор»
Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.
Родители получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные – если неправильное. Далее воспитатель показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т. д. Родители после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.
5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи образовательной деятельности : Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.
Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно с взрослым и самостоятельно.
Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию.
Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты.
Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток, простых народных и авторских сказок (в основном о животных, рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.
Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.
Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов.
Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки. Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку.
Проведение с родителями игры : «Собери капельки в стакан»
Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.
Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель. Воспитатель обращается к родителям :
- Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.
У каждого родителя должен быть набор из капелек всех нужных цветов.
4. «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его».
1. вопрос: Как бороться с капризами?
2. Совет психолога: Природа ребенка такова, что у него возникает много желаний, которые очень быстро меняются. Но взрослому совсем необязательно каждое из них выполнять! Объясните, в таком случае, почему вы не можете выполнить какую-то его просьбу. Постепенное приучение ребенка к некоторому самоограничению формирует «тормозные процессы». Старайтесь не сердиться на капризы ребенка, иногда взрослый сам приучает ребенка слушаться только после крика! Не доводите его до исступления. Уже к двум годам малыш приобретает систему социальных навыков, которые он использует в отношениях с людьми! Он знает, что означают требования матери: пустые ли это слова, которые можно проигнорировать, сразу нужно выполнить ее указания или можно подождать… Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет согласованности и последовательности в запретах. Капризничает еще, потому что не умеет занять себя! Переключите его внимание, поиграйте с ним!
2. вопрос: «Я-сам!» - с утра до вечера твердит 3х летний малыш, уверенный, что все может делать самостоятельно: и одеваться, и умываться, и есть. Однако самостоятельно он мало, что умеет делать, его к этому надо приучать. А как?
Совет психолога : Возрастной кризис 3х лет усиливает потребность ребенка самоутверждаться, потребность «быть взрослым», особенно если родители не очень склонны признавать взросление ребенка, относятся к нему по-прежнему как к маленькому. Тем самым мы вызываем у ребенка «буйство эмоций». Кризис «Я-сам!» важен. Дело в том, что природа дает ребенку такое ценное качество, как стремление к самостоятельности. Многим из нас посчастливилось помочь малышу сохранить и приумножить эту самостоятельность и в последующие годы его взросления! Поразмышляйте над тем, как вам удается одобрять и стимулировать действия ребенка. Например, «выбери себе чашку для питья», «завяжи бабушке фартук», «застегни маме пуговичку», и т. д.
3. вопрос: Раньше мой ребёнок был очень привязан ко мне, а теперь, стоит мужу вернуться с работы, со всех ног бежит к нему, напрочь, забыв о моем существовании. Почему? Я как мать что-то упустила?
Совет психолога: Р ебенок привязан к тому члену семьи, который оказывает ему больше внимания, чаще с ним бывает вместе. До 2х лет, если за малышом ухаживает мать, он больше привязан к ней. Но бывает, что мама сильно занята и отец становится на ее место. Малышу нравятся «деловые отношения» с папой. Не ревнуйте, постарайтесь сделать ваше общение интересным. Играйте, общайтесь вместе с ребенком и мужем.
4. вопрос: Малыш ведет себя так, что волей-неволей, ради его же благополучия, приходится говорить постоянно «нельзя». Я даже стала бояться произносить это слово, чтобы не задергать его. А как же без «нельзя»? Как научить ребенка слушаться?
Совет психолога: Важно помнить, что ребенок 3х лет - непоседа. У него еще не сформирована привычка не делать того, что запрещено. Он «лезет» везде, движимый желанием познать новое, потрогать, определить свойства предметов и проверить реакцию взрослого. Полезно переключать внимание ребенка, если он, например, тянется к утюгу, чайнику, лезет на полку с книгами и т. п. Таким образом, ребенок подчиняется и происходит «вживание» понятий «можно» и «нельзя». Не следует произносить «нельзя» попусту, мимоходом. Желательно, чтобы за словом «нельзя» следовало разъяснение почему «нельзя». Тогда ваш малыш постепенно научится осознавать, что не все разрешено делать, станет понимать и принимать границы дозволенного. В некоторых случаях не нужно останавливать ребенка словом «нельзя», пусть приобретет опыт. Важно начать постепенно передавать ответственность за личные дела ребенка ему самому.
5. вопрос: Моему ребёнку три года, а он постоянно конфликтует с детьми: бьет их, не умеет с ними ладить. Что делать?
Совет психолога: Ребенок еще может не понимать пагубного значения своих действий, но скопировал он их у окружающих. Агрессивное поведение может быть способом обратить на себя внимание. Агрессию могут вызвать постоянные запреты, замечания взрослых, а отрицательные эмоции малыш зачастую направляет не на виновника, а на сверстника. Агрессию могут вызвать и слишком суровые наказания.
6. вопрос. Мой ребёнок как-то странно в последнее время стал реагировать на запреты. Что-нибудь ему строго скажешь, он тут же в слезы и обвинять: «Ты меня не любишь». Что с ним происходит?
Совет психолога: Н а первые три года жизни приходится пик эмоционального развития. Психическое развитие малыша достигло того уровня, что он начал выделять себя как индивидуальность, но в тоже время он очень эгоцентричен, считает себя центром происходящего. Малыш обижается, если родители не хотят признать его взросление, говорят об этом с иронией. Это злит ребенка, он становится нервным, неспокойным, тогда как именно в данном возрасте очень сильно нуждается во внимании и одобрении. Похвалой мы обеспечиваем его эмоционально благоприятное состояние.
А сейчас, в заключении, я хочу прочитать вам фельетон в стихотворной форме, может быть, кто – то сделает для себя определенные выводы.
Чтение фельетона: стихотворение - фельетон Ф. Камов, Э. Успенский «Дети»
Два ребенка под окном
Повстречались вечерком.
-А у нас в квартире газ. А у вас?
-А у нас подбили глаз. А у вас?
-А у нас сегодня папа
Вчера пришел навеселе.
Кошку выкинул в окошко -
Вместо кошки стало две.
-А мой папа Бегемот.
Его мама так зовет.
-Бегемотом удивил!
Я у папы крокодил,
Брат - осел,
Сестра - свинья,
Зоопарк, а не семья.
К детям Толя подошел,
Постоял, домой пошел.
Похвалиться нечем Толе,
У него порядок в доме.
А Вова - разговор продолжил снова:
-А у на соседка Нюра - дура;
У нее извилин мало,
Это мама так сказала.
-А мой папа, между прочим,
Не бывает дома ночью.
-А наш дядя Михаил
Тёте молодость сгубил.
-А у нас сосед соседа
Бил вчера велосипедом.
-Велосипедом ерунда,
Вот мотоциклом - это да!
Это дело посложнее.
-Замолчи! Как дам по шее!
-Ах, ты драться? Получи!
-Где тут были кирпичи?
Вова Петю колотил,
Петя Вову укусил.
Всю одежду изорвали.
Два забора поломали.
Час катались в пыли,
А потом домой пошли.
Папа с мамой от ужаса белые:
-Что с ребенком улица сделала!
А ведь улица - дело пятое.
Ведь не улица виноватая.
Товарищи взрослые, ВЫ в ответе
За то, что делают ВАШИ дети!