Получи документы

Организационно-педагогические условия социализации детей дошкольного возраста в детском саду

Наргиза Мухаматжановна Завьялова
Организационно-педагогические условия социализации детей дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок с самого рождения получает социальный опыт при помощи взрослых. Родители являются его первыми помощниками, затем воспитатели детского сада, потом учителя в школе, сверстники и т. д. Опыт, приобретённый ребёнком, является основой будущей взрослой жизни. Для полноценного формирования такого опыта необходимы определённые условия.

Дошкольное образовательное учреждение является частью социально-педагогической системы масштабного института образования. Главная задача учреждения решить проблемы, с которыми сталкивается ребёнок на раннем этапе его становления.

Публикация «Организационно-педагогические условия социализации детей дошкольного возраста в детском саду» размещена в разделах

В ходе социально-личностного, физиологического, психологического развития ребёнка, его индивидуальных и возрастных особенностей определяется процесс социализации. В исследованиях Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. выявлены эти особенности.

Детская социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящий под влиянием учебной и воспитательной деятельности.

В дошкольном возрасте огромное влияние на процесс социализации ребёнка оказывают те люди, с которыми дошкольник непосредственно взаимодействует. Такими людьми являются:

семья (родители или лица, которые постоянно заботятся и общаются с ребенком, братья или сестры);

детский сад (в первую очередь воспитатели);

общество (сверстники, друзья).

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Будущее становление взрослого человека зависит именно от успешной социализации : сможет ли верно понимать свои возможности и свою роль в жизни общества, правильно самоидентифицироваться, будут ли у него шансы успешно устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым. Для того, чтобы это произошло, на раннем этапе становления личности ребёнка необходимо создавать все условия для позитивной социализации.

"Позитивная социализация" - это развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающему миру. При такой социализации дети развиваются эмоционально - благополучными и получают новый опыт с радостью и удовольствием. Однако понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение успешно взаимодействовать с окружающими людьми, приходить к компромиссам, умение договариваться, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других, но и не забывая о собственном комфорте.

В соответствии с ФГОС ДО для позитивной социализации детей должны создаваться благоприятные условия их развития с учётом возрастных индивидуальных особенностей и склонностей, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Как показывает современная практика дошкольного образования, в каждом ДОУ существует необходимость создания условий для полноценного социального развития детей : предоставление ребенку возможности проявлять социальную мотивацию, совершенствовать личные отношения с окружающими, способность самостоятельно выбирать стиль поведения, в зависимости от ситуации.

Для обеспечения позитивной социализации необходимы следующие условия :

1. Комфортная атмосфера для любого ребенка, способствующая развитию его индивидуальности, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха, творчества. Именно у эмоционально - благополучного ребёнка есть желание и возможности оптимально усваивать знания, выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, развиваться в различных видах деятельности.

2. Реализация программы ДОУ, содержание которой позволяет педагогам выстраивать воспитательно - образовательный процесс с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта. 3. Высокая квалификация и профессионализм педагогов. Профессиональный рост педагога достигается путём повышения профессиональной компетентности в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, круглые столы по данной проблематике, семинары-практикумы, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывается суть проблемы социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста, методы и пути её оптимизации.

Социальное развитие детей достигается в различных видах деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, восприятии художественного слова). Таким образом, дошкольник проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Детские виды деятельности осуществляются в разнообразных, соответствующих возрасту формах работы с детьми, где основное место занимает игра, которая является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО: "реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. " (ФГОС ДО, п. 1.2).

Совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность являются основными моделями организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Основное средство совместной деятельности - это общение, которое, согласно ФГОС ДО, носит личностно-развивающий и гуманистический характер. Поэтому в ДОУ создаётся единая коммуникативная среда. Для полноценного участия детей в жизни группы, создания для него ситуации успеха, чувства ощущения себя как части социума, детей вовлекают в массовые мероприятия (праздники, соревнования, развлечения, и т. д., которые проводятся в образовательном учреждении).

Даже при самых благополучных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение только дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье (как в одном из институтов социализации). Ребенок в семье приобретает первый социальный опыт, учится общению и социальному ориентированию. Поэтому перед педагогами стоит одна из главных задач - создать полноценное социальное сотрудничество в триаде «педагог-дети-родители».

Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Такие отношения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество подразумевает общение «на равных», при котором никому из участников взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, оценивать и контролировать.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимодоверие, взаимопомощь и взаимоуважение, знание педагогом условий семейного воспитания конкретной семьи, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также в приоритете обоюдное желание педагогов и родителей поддерживать контакты друг с другом и быть в курсе того, что происходит в жизни ребёнка.

Результат совместной работы детского сада и семьи в социализации детей в значительной степени зависит не только от родителей, но и от других взрослых членов семьи. Педагогам необходимо знать, из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, оказывает на них влияние (положительное или отрицательное). Только при таких условиях педагогический коллектив сможет правильно выстроить свои отношения с ребенком в детском саду и с его родителями.

Детский сад строит свою работу по педагогическому просвещению родителей, опираясь на знания примерного уровня педагогической готовности родителей к семейному воспитанию детей.

Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Иваненко М. И., Смирновой Е. О., Стеркиной Р. Б. следить за уровнем социализации ребенка в условиях ДОУ можно основываясь на специальных показателях. Такими показателями могут служить следующие умения ребенка:

умение войти в детское общество;

умение следовать и уступать общественным нормам;

умение действовать совместно с другими;

умение держать под контролем свои желания и др.

Согласно ФГОС ДО требования к развитию личности детей дошкольного возраста предъявляются, в первую очередь, к психическому и физическому здоровью ребенка. Важнее всего личность дошкольника, его возможности и способности, желания и отношение к деятельности. Педагогам необходимо пересмотреть приоритеты профессиональной деятельности: ориентироваться не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов самостоятельно. В свою очередь, при гармоничном воспитании ребёнка, создании благоприятных условий для всестороннего развития, сохранении доброжелательных отношений и помощи в раскрытии его внутреннего творческого потенциала, то процесс социального развития детей дошкольного возраста становится полноценным. Во взрослой жизни такие дети будут уверенно себя чувствовать, а значит, добьются успехов.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс социализации детей дошкольного возраста проходит более эффективно при следующих условиях :

благоприятная социальная ситуация развития; посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;

организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.

Для активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента в их жизнедеятельности необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности.

Публикации по теме:

«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей «Условия успешного развития игры в детском саду» — круглый стол для воспитателейДетство - это не только беззаботная пора в жизни человека,.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Конспект занятия по социализации «Я в детском саду» Цель: создать положительный эмоциональный климат в группе. Задачи: развивать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организационно-педагогические условия социализации детей дошкольного возраста в детском саду
Опубликовано: 15 сентября 2024 в 20:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организационно-педагогические условия социализации детей дошкольного возраста в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наргиза Мухаматжановна Завьялова (УИ 3465252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД