Валентина Калугина
Организационная структура управления в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД № 135»
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ДОУ
КУРГАН 2020
МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДОУ
Проектное управление опирается на методы разработки и внедрения управленческих проектов.
Управление инновационной деятельностью – обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива ДОУ по обновлению практики образования.
Публикация «Организационная структура управления в ДОУ» размещена в разделах
Среди генеральных причин, влияющих на процесс управления нововведениями в ДОУ мы отмечаем:
- факторы, блокирующие новаторство (недоверие администрации ДОУ к выдвигаемым сотрудниками идеям, создание жестких механизмов контроля за деятельностью педагогов, строгая временная регламентация выполнения работы новатором, непризнание возможности ошибок со стороны заведующей ДОУ и т. д.,
- факторы, поддерживающие новаторство (поддержка новаторов со стороны администрации, делегирование самоуправления в образовательный процесс, допущение возможности поисковых ошибок, поддержание координационных связей с другими образовательными учреждениями и т. д.,
- факторы, усиливающие новаторство (поддержание стремления сотрудников постоянно учиться и повышать квалификацию, проведение регулярных совещаний «рабочих групп», предоставление гибких условий и режимов труда, поощрение совмещения профессий и т. д.).
В период 2018 - 2020 годов в ДОУ будет реализовываться проектное управление ДОУ.
Существующая ранее линейная структура управления в ДОУ приходит в противоречие с инновационной деятельностью в ДОУ, реальными потребностями и возможностями педагогов.
Проектное управление представляет собой простой, гибкий и динамичный способ объединить специалистов, обладающих различными функциональными знаниями, опытом и квалификацией в программно-целевые группы.
Проектное – управление в условиях инновационного режима
Данная модель является подвижной, отдельные ее составляющие могут уточняться на основе ежегодного анализа о состоянии образовательной системы ДОУ.
В настоящее время в ДОУ обоснована структурно-содержательная модель проектного управления развитием ДОУ.
Система взаимодействия в матрично-рефлексивной модели управления следующая : обоснованно и оперативно выявлять и анализировать проблемы в деятельности ДОУ; планировать технологии оптимизации этих проблем, преодолевать их; оперативно и гибко контролировать результаты управленческой деятельности на основе разработанных нормативов.
Данная модель внутреннего управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления. Данная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т. е. в условиях инновационной деятельности учреждения. В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции. Как перейти на проектное управление ДОУ. Зная причины, тормозящие управление, заведующим ДОУ и его заместителем по УВР может быть организован круглый стол по выявлению факторов управления нововведениями. На педагогическом совете может быть поднят вопрос о переводе ДОУ в статус экспериментальной площадки.
В качестве плана может быть использован следующий:
1. Этапы приобретения ДОУ статуса экспериментальной площадки. Финансирование опытно-экспериментальной работы
2. Методика развития идеи и замысла опытно – экспериментальной работы.
3. Технология проведения эксперимента на базе ДОУ и оформления результатов в виде методических разработок.
Затем следует разработка программы экспериментальной деятельности ДОУ, оформление проекта приказа «О проведении апробации и экспертизы адаптированных, авторских образовательных программ»; разработка пакета документов, обеспечивающих проведение экспертизы авторских образовательных программ; разработка критериев оценки уровня эффективности образовательного процесса; заседание методического (экспертного) совета.
К концу учебного года проводится заседание педагогического совета, на котором подводятся итоги деятельности педагогического коллектива по экспертизе авторских образовательных программ и утверждается проект соответствующего приказа («О результатах экспертизы образовательных программ»). Таким образом, ДОУ переводится из режима функционирования в режим развития по собственным авторским программам и технологиям. Управление становится проектным
Достоинствами данной структуры управления являются : интеграция различных видов деятельности ДОУ в рамках реализуемых проектов, программ; получение высококачественных результатов по большому количеству проектов, программ, продуктов; значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата в результате формирования проектных (программных) команд, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними; вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по реализации организационных проектов ; сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень при сохранении единства координации и контроля за ключевыми решениями на высшем уровне; усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект (программу) в целом, так и за его элементы.
В настоящее время в ДОУ создана система управления, обладающая свойствами:
- коллективное самоуправление;
- программно-целевое управление;
- опережающее управление.
Организационная структура управления оптимизирована, включает уровни органов самоуправления, субъектов управления, службы сопровождения и структурных подразделений :
- отработаны формы взаимодействия субъектов структуры в локальных актах;
- регламентированы потоки информации между субъектами организационной структуры управления;
- внедрены современные информационные технологии в систему управления, что позволяет принимать своевременные адекватные решения, распределять информационно-аналитические потоки.
Управление в ДОУ рассматривается как целенаправленное активное взаимодействие заведующего ДОУ и всех участников педагогического процесса по его упорядочиванию и переводу его в новое качество. Первое звено стратегического управления разрабатывает и реализует стратегию развития ДОУ: заведующий ДОУ, общее собрание, педагогический совет, Совет родителей. Второе звено тактического управления разрабатывает и реализует тактику развития ДОУ, т. е. отвечает за организацию конкретных действий по всем направлениям развития ДОУ. Сюда входят: методический совет, Совет ДОУ, психолого-педагогический консилиум, творческая лаборатория. Методический совет, стал необходимым звеном тактического управления, который компетентно и грамотно руководит методической и инновационной работой по всем направлениям. Совет ДОУ - орган тактического управления реализует решения общего собрания и педагогического совета. Консилиум координирует работу службы сопровождения. Третье звено - звено тактической реализации - педагоги, психолог, медицинские работники, обслуживающий персонал, т. е. непосредственные исполнители стратегии и преобразования. Четвертое звено - дети, конечное звено в цепочке управления.
Деятельность органов самоуправления (Общее собрание, Педагогический совет, Совет родителей, Совет ДОУ) регламентируется Уставом ДОУ. Деятельность методического совета, психолого педагогического консилиума, творческой лаборатории регламентируются Положениями.
Уровень стратегического управления
Проекты «Управление»
- «Финансовые и материально-технические условия внедрения и реализации ФГОС ДО»,
-«Реализация проектного управления ДОУ».
- «Энергоэффективность и энергосбережение ДОУ»
- «Информационное обеспечение внедрения и реализации ФГОС ДО».
- «Организационно-правовое обеспечение внедрения и реализации ФГОС ДО»,
- «Кадровые условия внедрения и реализация ФГОС ДО»,
Уровень тактического управления
Проекты «Кадры»
- «Реализация системно – деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ»
- «Оптимизация работы педагогических кадров ДОУ в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
- «Методическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС ДО в практику ДОУ»
- «Разработка, апробация и реализация механизма эффективного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования)»
Проекты «Семья», «Социум»
- «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями
- «Поделись своей добротой» (Дом ребенка)
Проекты «Организация»
- «Создание организационных условий внедрения и реализации ФГОС ДО»
- «Методическое обеспечение внедрения и реализации ФГОС ДО»
- «Система методической работы в условиях ФГОС ДО"
Уровень тактического исполнения
Проекты «ДЕТИ»
- «Реализация образовательных технологий по здоровьесбережению»
- «Активная сенсорно - развивающая среда в ДОУ»
- «Формирование исследовательского типа мышления посредством ТРИЗ - технологии»
- Объединение единой целью участников образовательного процесса посредством «ЛЕГО – конструкторов»
Таким образом в ДОУ создана система управления, обладающая свойствами:
- коллективное самоуправление, программно-целевое управление, опережающее управление.