Елена Малышева
Организация жизнедеятельности детей в лагере дневного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы пришкольного лагеря на базе нашего детского сада началось задолго до начала смены. После того как меня назначили начальником лагеря, были определены педагоги и специалисты, которые будут работать на отрядах, мы приступили к планированию организации работы.
Свою работу мы начали с выяснения запросов и потребностей родителей будущих первоклассников на родительских собраниях. Это касалось и режимных моментов работы лагеря, и направлений работы, и оздоровительных мероприятий с детьми, а также были выслушаны пожелания и предложения родителей. Для определения оздоровительно-профилактических мероприятий были привлечены детский педиатр, медсестра и специалист по физической культуре. Совместно с воспитателями и специалистами мы разработали календарное планирование на каждую смену, определили основные направления воспитательной работы – это прежде всего оздоровительное, развивающее и досуговая деятельность детей. И самое основное – была отработана схема взаимодействия специалистов. Для организации познавательной сферы детей и развлечений мы обратились к своим социальным партнерам, с которыми постоянно сотрудничаем: это детская библиотека, станция юннатов, Дом детского творчества, Дворец культуры, пожарная часть, детская музыкальная и художественная школы, стадион «Угличмаш».
Публикация «Организация жизнедеятельности детей в лагере дневного пребывания» размещена в разделах
- Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Таким образом, к началу работы оздоровительного лагеря мы подошли во всеоружии.
Режим жизнедеятельности детей был разработан в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами, предусмотренными для детей 6-8 лет, и направлен на обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, организацию активной познавательной деятельности. Режимом дня предусматривались мероприятия познавательно-досугового цикла, работа кружков и спортивных секций, которые проводились как в первую, так и во вторую половину дня. Не стали мы изменять и своим укоренившимся традициям, это общие линейки. Каждый день мы начинали с утреней линейки, на которой дети узнавали о предстоящих мероприятиях, торжественное поднимали флаг лагеря, отряды приветствовали друг друга. Например, в прошлом году у нас было два отряда и каждый отряд придумал себе название и девиз («Родничок» : Отыщи всему начало и ты многое поймешь! и «Солнечные зайчики» : Солнечный зайчик любит природу: чистое небо, воздух и воду). У каждого отряда были свои галстуки. В конце каждого лагерного дня проводилась линейка, на которой подводились итоги дня, отмечались самые ловкие, сильнее, быстрые, скромные, вежливые ребята. Воспитатели заботились о том, чтобы каждый ребенок был замечен, получил памятный приз о днях, проведенных в лагере. Все мероприятия, предусмотренные программным содержанием каждой смены, кроме дневного сна, принятия пищи и некоторых оздоровительных процедур, при благоприятных погодных условиях проводились на свежем воздухе. На период неблагоприятной погоды мы продумывали организацию жизнедеятельности детей в помещении детского сада. Организовывали «Игротеку», «Видео салон», продумывали размещение настольно-печатных игр, а также размещения оборудования для занятий физкультурой, спортом. Нами подобраны различные игры и фокусы, которые вошли в сборник «Когда за окном дождь».
Для освещения жизни детей в лагере мы вместе с ребятами вели календарь-летопись, где старались отразить самые интересные мероприятия. Каждый отряд оформил свои визитные плакаты.
Во вторую половину дня с 16.10 до 16.40 воспитатели организовывали сюжетно-ролевые игры. На территории лагеря в это время «открывались» такие учреждений как «Банк», «Магазин», «Биржа труда», «Пункт проката», «Игротека», «Библиотека» и др. Сотрудниками этих учреждений являлись сами дети. За свою работу они получали зарплату в виде установленных денежных знаков, зона хождения которых ограничевалась территорией лагеря. Наименование этих купюр, как правило, является производным словом от названия лагеря. Например, наш лагерь назывался «Улыбка» и у нас были «улыбочки». Купюры изготавливались до начала работы лагеря из белого картона, номиналом: 1, 2, 5, 10. На отряд (25 человек) в среднем изготавливается 50 купюр номиналом в 1 «улыбочка», 25 купюр номиналом в 2 «улыбочки», 10 купюр номиналом в 5 «улыбочек» и 5 купюр номиналом в 10 «улыбочек».
Вся денежная масса в конце (в середине) смены по возможности «изымалась» у детей посредством проведению ярмарок, аукционов и других досуговых мероприятий, одной из задач которых являлось высвобождение «денег» из оборота. В течение всей смены мы наблюдали за активностью детей, отслеживали у них наличие «денег» (через остаток в банке, чтобы избежать их недостатка или избытка, поскольку недостаток «денег» притормозит «покупку-продажу» изделий, сделанных руками детей. Избыток в свою очередь может привести к потере интереса у детей играть в мире, созданном вами.
Заработать «улыбочки» дети могли на «Бирже труда», положив «деньги» под проценты в «Банк», в День «Ярмарки», исполнив песню или танец, а также в «Магазине», продав работы, изготовленные своими руками в кружках по интересам, о чем воспитатели рассказывали детям в первые дни смены.
Хочется немного затронуть те сюжетно-ролевые игры, о которых я упомянула.
Сюжетно-ролевые игры
«Банк». В обязанности банкира входит проведение таких операций, как размен денег, оформление вкладов под проценты и др. Банкир ведет журнал учета своей работы (записывает сумму денег в кассе на начало и конец «рабочего дня», журнал учета клиентов, кладущих «деньги» под проценты. Процедура вклада «денег» под проценты предполагает увеличение вложенной денежной суммы во времени.
Кроме этого сотрудник «Банка» проводит аукционы. Дети заранее должны знать день проведения аукциона, чтобы подготовиться к нему должным образом («заработать и накопить «деньги», а ведущий тщательно изучить все лоты, чтобы достойно представлять необходимость каждого из них. Воспитатель, по возможности привлекая детей, готовит необходимое оборудование для проведения аукциона, а именно: стол, стулья, скамейки для детей - участников, номерные таблички для каждого участника, молоток для ведущего, емкость для «денег», а также лоты (набор цветных мелков, разноцветные фломастеры, брелки, игрушки, заколки, книжки, книжки-раскраски, комиксы, воздушные шарики и др.). Лоты разыгрываются, начиная с недорогих, по принципу «все самое вкусное на потом».
Аукцион проводится не более 25 минут два раза в течение лагерной смены (в середине и в конце). В первый проведенный аукцион дети учатся этой необычной игре, а во втором уже стратегически выстраивают свое поведение.
«Магазин». В обязанности продавца входит прием и продажа товара (игрушек, поделок, сделанных детьми в кружках лагеря). Принимая товар, продавец оценивает его и выставляет на продажу. Оплата за товар может быть произведена несколькими способами, например, половина стоимости выплачивается в виде аванса в этот же день, а оставшаяся сумма - после покупки товара. Лучше принимать товар на реализацию, что является хорошей мотивацией для изготовления «качественного» товара. В этом случае поставщик товара получает деньги за свой труд после того, как его продукт деятельности кто-нибудь купил.
«Биржа труда». На «Бирже труда» дети имеют возможность за свой труд получить «деньги» - «улыбочки». Территория всего лагеря делиться на различные по площади участки. За уборку каждого отдельного участка устанавливается определенная плата: чем меньше по площади участок, тем меньше оплата за его уборку. У сотрудника «Биржи труда» имеется план-карта территории лагеря, с помощью которой желающие потрудиться выбирают участок, который будут приводить в порядок, например, подметать, СОБРАТЬ МУСОР. Сотрудник биржи труда обязан показать участок, на котором предстоит выполнить определенные работы, заполнить журнал «Учета работ», выдать необходимый инвентарь, принять работу и выдать заработную плату за труд. Работник обязан в соответствующей графе «расписаться» за взятый инвентарь. За порчу и потерю инвентаря из заработной платы работника вычитается определенная сумма. В таблице 3 представлен примерный вариант оформления журнала «Учета работ».
Таблица 3
Примерный вариант оформления журнала «Учета работ»
№ п/п Дата /день смены/ Ф. И. ребенка Отряд Время работы Инвентарь Оплата труда
Начало Окончание Принял Сдал Сумма Подпись работника
1. 3 день Иванов С. I 16.10 16.25 + + 2
2. 3 день Котова М. II 16.05 16.15 + + 1
2. 4 день Маслов М. I 16.00 16.25 + + 5
Примечание. Сотрудником «Биржи труда» может быть ребенок, умеющий писать.
«Пункт проката». Сотрудник «Пункта проката» выдает за определенную плату игровой, спортивный инвентарь, настольные игры и др. на определенное время, например на 20-30 минут. Каждому товару установлена стоимость проката, которая оценивается в «улыбочках», например:
- бадминтон – 2
- теннис – 2
- настольный футбол – 3
- обручи – 1 и так далее.
Сотрудник «Пункта проката», также как и сотрудник «Биржи труда», ведет журнал учета инвентаря, взятого на прокат. Примерный вариант оформления такого журнала представлено в Таблице 4.
Таблица 4
Примерный вариант оформления журнала «Учета инвентаря»
№ п/п Дата /день смены/ Ф. И. ребенка Отряд Вид инвентаря Время Инвентарь Оплата стоимости
Отпуска Возврата Принял Сдал Сумма Подпись
играющего
1. 3 день Семенов С. I мяч футбольн 16.00 16.25 + + 4
2. Бойко М. II обруч 16.00 16.15 + + 1
1. 4 день Маков М. I велосипед 16.00 16.25 + + 5
2.
3.
Примечание.
1. Сотрудником «Пункта проката» может быть ребенок, умеющий писать.
2. В графу «Вид инвентаря» могут приклеиваться небольшие картинки с изображением инвентаря, ставиться штампы, символы, которые необходимо заготовить до начала смены.
Проведение такого рода сюжетно-ролевых игр создают среду, которая способствует благоприятной адаптации детей к жизни за пределами дошкольного учреждения.
Более подробно о сюжетно-ролевых играх вы можете прочитать в брошюре.
2. Организация сна и питания детей
Сон имеет огромное значение для здоровья. В летне-оздоровительном лагере необходимо создать благоприятные условия для полноценного детского сна. Процесс организации сна продумывал психолог.
Все дети, посещающие летний оздоровительный лагерь, укладывались на сон. Сон организовали в спальных помещениях детского сада с соблюдением основных условий его организации и охраны.
Перед сном, лежа в постели, в целях профилактики гиперактивности детей, проводилась релаксационная гимнастика (по методике Джекобсон). После этого воспитатель читал детям произведения детской художественной литературы или негромко включал аудиозапись детских сказок, спокойную музыку.
Подъем детей – процесс постепенный, по мере пробуждения. В первые дни лагерной смены воспитатели разучивали с детьми приемы несложного массажа и закаливания, простые упражнения.
Организации питания детей в нашем летнем лагере также уделялось значительное внимание, поскольку от того, как организован этот бытовой процесс зависит психологическое состояние детей в течение дня и оздоровительный эффект в целом. Питание детей трехразовое. Ежегодно разрабатывается единое цикличное меню на всю лагерную смену – 18 дней (см. Приложение 2) и технологические карты (см. Приложение 3, которые согласовываются с главным врачом «Центра гигиены и эпидемиологии города» (см. Приложение 4). Данный подход позволяет обеспечить разнообразие блюд и калорийность пищи.
В целях профилактики психоэмоционального напряжения детей прием пищи организовался как большая релаксационная пауза. Поэтому во время приема пищи в помещении всегда звучала спокойная музыка. На каждый прием пищи стол сервировался полностью.
Особое место в летний период отводится питьевому режиму. Кроме кипяченой воды, детям предлагались соки, морсы, отвары и др. В течение всего дня свободный доступ в кипяченой воде.