Людмила Виткалова
Организация жизнедеятельности дошкольников в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие, значение и причины адаптации 5
1.2 Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 7
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В МДОУ №16 Х. БЕДНЯГИНА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 16
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 19
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Организация жизнедеятельности дошкольников в период адаптации» размещена в разделах
Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение. При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т. д.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение - это кризисный момент в его жизни. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи, медики, такие как: Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова, Н. Д. Ватутина, Л. Н. Павлова, Л. С. Выготский и многие другие.
На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Объектом работы выступает организация жизнедеятельности дошкольников в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Предметом работы являются методы и приемы работы в процессе адаптации.
Целью данной работы является проследить, какие проблемы возникают в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- изучить теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- рассмотреть педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению;
- рассмотреть использование нетрадиционных методов и приемов при адаптации детей раннего возраста в МДОУ №16 х. Беднягина.
Гипотеза данной работы: если при организации жизнедеятельности детей младшей группы в период адаптации систематически использовать нетрадиционные и игровые методы, то процесс адаптации будет происходить эффективно.
Новизна работы заключается в том, что исследование проводилось на базе МДОУ №16 х. Беднягина первой младшей группы Тимашевского района, х. Беднягина.
Результаты, полученные в ходе работы, имеют практическую значимость для воспитателей детского сада.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс)
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к среде :
а) творческий стиль, когда ребенок старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий.
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.
На характер адаптации влияет уровень здоровья ребё нка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.
Как видно из вышесказанного, главное для ребёнка - это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении. Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.
Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.
Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней.
На процесс адаптации ребенка влияют :
достигнутый уровень психического и физического развития,
состояние здоровья,
степень закаленности,
личностные особенности самого малыша,
уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.
1.3 Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
В. А. Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - проникнуть в духовный мир ребенка».
Эти качества души в полной мере должны раскрываться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.
Воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать ребенка на прогулку, не допускать, чтобы он брал в рот игрушки.
Случается, что дети, приученные к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может быть причиной заболевания.
Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей - одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.
Воспитатель должен помнить, что поведение ребенка может измениться к худшему, если педагогические воздействия не будут отвечать потребности общения, которая определяет поведение ребенка. Поэтому система их должна быть четко продумана. Она должна включать действия семьи и детского учреждения, умелое применение которых будет способствовать быстрой и безболезненной адаптации ребенка к условиям детского учреждения.
Воспитателю необходимо знать возрастные особенности, возможности детей, привычки, показатели, определяющие их развитие. Незнание привычек ребенка осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Воспитатель должен устанавливать контакт с ребенком в первый же день. Он обязан так встретить новенького, чтобы не разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным, возможно даже изменить режим дня с учетом поведения и самочувствия.
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания, воспитания у него навыков и привычек. Воспитатель должен и сам помнить, что воспитание навыков и привычек требует от взрослых терпения и настойчивости.
Воспитатель должен также объяснить родителям, как развивать у детей потребность в общении, познакомить с этапами развития.
За несколько дней до приема малыша, его родителей приглашают на индивидуальную беседу, где ведется разговор и о том, как кормят ребенка, как укладывают спать, о характере его бодрствования и общения и т. д.
Обязанность персонала группы - окружить каждого вновь поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением.
Необходимо применять все меры к тому, чтобы обеспечить хороший аппетит, глубокий сон и эмоционально-положительное состояние.
В течение периода адаптации необходимо вести тщательный контроль за поведением ребенка (для этого ведется дневник, где отмечаются все особенности ребенка).
Условия в группе должны соответствовать возрасту ребенка, обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное развитие.
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В
МДОУ №16 Х. БЕДНЯГИНА
В МДОУ №16 большое внимание уделяется проблеме адаптации. Изучение ребенка начинается со знакомства с образом жизни его семьи. Для этого проводим анкетирование родителей, из которого делаем выводы о готовности ребенка к поступлению в МДОУ (Приложение №1).
При поступлении ребенка в МДОУ № 16 х. Беднягина мы беседуем с родителями о том, какие песенки, мультфильмы предпочитает ребенок. Чтобы отвлечь детей, включаем аудиозаписи знакомых песен из мультфильмов и сказок, а также звуки природы.
-Шумовые игрушки. Наиболее эффективным, а иногда и единственным прием работы при адаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Мы предлагаем шумовые игрушки, сделанные из различного цвета бусинок, бисера и поеток, можно порезать и дождик из фольги.
-Водные игры. Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно - пространственная ориентация. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки.
-Мыльные пузыри. Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции. В этом случае хорошо использовать и лазер: сверкающие и мигающие огоньки постоянно движутся, что привлекает внимание ребёнка.
-Пескотерапия. Эти упражнения развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность.
В данном случае я предлагаю заменить песок крупой – пшеном. С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Сколько радости доставляет малышу потрогать воду руками. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным действием.
-Тестопластика. Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того, во время практических действий (лепка из солёного теста) ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми, а диалог со сверстниками, пусть на самом «примитивном» уровне» - великое подспорье в адаптации маленького человека к новой среде.
-Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами). Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, в данном случае зубная паста, которая наносится на ладони. Очень увлекает малышей рисование мокрыми пальчиками на зеркале, покрытом тонким слоем зубной пасты.
С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению в МДОУ №16 х. Беднягина использует методику «Сказка».
Каждый ребенок дома самостоятельно выбирал любимую игрушку, которую он должен был принести в группу. Далее психологом были составлены «сказки про любимую игрушку», которые раздавались родителям для каждодневного рассказывания детям непосредственно по дороге в детский сад.
Из всей первой младшей группы МДОУ №16 х. Беднягина 16 детей выбрали мягкую игрушку, один ребенок принес пластмассового зайчика и один мальчик принес трактор, в котором, по его словам, «Папа едет». По мере прохождения адаптационного процесса отношения к игрушкам у детей менялось. Дети стали охотнее делиться игрушками со сверстниками, позже практически перестали обращать внимание на то, что кто-то из детей взял их любимую игрушку, чаще забывать её в группе на время музыкальных или физкультурных занятий, прогулок, реже обращаться к ней во время расставания с родителями.
Исследования по методике «Сказка» показали, что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный характер.
Таким образом, введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период. Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает прохождения процесса адаптации ребенка раннего возраста к МДОУ и дает ребенку чувство защищенности и безопасности.
Для эффективной организации адаптационного периода детей первой младшей группы МДОУ №16 х. Беднягина проводилось анкетирование родителей о поведенческих и личностных особенностях у детей (Приложение №2)
В заключении хочется сказать, анализ работы МДОУ №16 х. Беднягина за последние годы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренные аспекты в ходе работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Для профилактики дошкольной дезадаптации в последнее время создаются различные специализированнее классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в воспитании по отношению к детям как готовым, так и не готовым к МДОУ, чтобы избежать в дальнейшем серьезных психологических проблем у ребенка и школьной дезадаптации.
В дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет его.
Гипотеза подтвердилась. Процесс адаптации прошел эффективно, так как при организации жизнедеятельности детей младшей группы в период адаптации систематически использовать нетрадиционные и игровые методы.
Таким образом, можно сделать вывод, что шумовые игрушки, водные игры, мыльные пузыри, пескотерапия, тестопластика, пальцевая живопись (нетрадиционные приемы) являются средством успешной адаптации дошкольников к МДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.
Необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношении, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок. По окончанию эксперимента по адаптации детей первой младшей группы МДОУ №16 х. Беднягина, благодаря наблюдениям, анкетированием, используемыми приемами и методами организации жизнедеятельности детей в период адаптации были представлены следующие результаты:
- высокий уровень адаптации - 35% детей;
- выше среднего – 30% детей;
- средний уровень адаптации – 25% детей;
- ниже среднего – 6% детей;
- низкий уровень адаптации – 4% детей.
Таким образом, следует считать, что выбранная методика адаптации детей к МДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Параметры определения готовности поступления ребенка в
МДОУ №16 х. Беднягина
ФИО отвечающего___
ФИ ребенка___
Возраст ребенка ___
№ Параметры Дополнительный вопрос к матери ребенка Оценка в баллах или словесно
1. Поведение
1.1. Настроение:
Бодрое
Уравновешенное
Раздражительное
Неустойчивое
Подавленное Какое из перечисленных настроений преобладает?
3
2
2
1
1
1.2. Сон-засыпание:
Быстрое (до 10 мин)
Медленное
Спокойное
Неспокойное Как засыпает ваш ребенок?
3
1
3
1
С дополнительными воздействиями
Без дополнительных воздействий Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? 1
3
Сон:
Длительность соответствует возрасту
Не соответствует возрасту Какова продолжительность сна?
3
1
1.3. Аппетит:
Хороший
Избирательный
Неустойчивый
Плохой Какой аппетит у вашего ребенка?
3
2
2
1
1.4. Отношение к высаживанию на горшок:
Положительное
Отрицательное Как относится?
3
1
1.5. Навыки опрятности:
Просится на горшок
Не просится, но бывает сухой
Не просится, ходит мокрый
3
2
1
1.6. Отрицательные привычки:
Есть (какие)
Нет Сосет пустышку, палец, раскачивается, грызет ногти и др.
1
3
2. Нервно-психическое развитие
2.1. Возраст 1год 4месяца – 1 год 9 месяцев
Понимание речи
Активная речь
Игра
Навыки Соответствует возрасту
Ниже на один эпикризный срок
Ниже на два-три эпикризных срока
3
2
1
2. 2 Возраст 1 год 9месяцев – 2 года 4месяца
Понимание речи
Активная речь
Игра
Навыки Соответствует возрасту
Ниже на один эпикризный срок
Ниже на два-три эпикризных срока 3
2
1
3. Личность
3.1. Проявление познавательных потребностей:
В повседневной жизни проявляет
Недостаточно проявляет
Не проявляет
При обучении:
Проявляет интерес, активность
Недостаточно проявляет
Не проявляет Проявляется ли интерес к игрушкам, предметам дома и в новой обстановке?
Интересуется ли действиями взрослых?
Любит ли заниматься, внимателен ли, активен, усидчив?
3
2
1
3
2
1
3.2. Инициативность в игре по всем указанным параметрам
Умеет сам себе найти дело:
Да
Нет
Фаза подготовки игры:
Самостоятельно
С помощью взрослого
Элементы воображения:
Да
Нет
Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:
Вступает в контакт по своей инициативе
Сам не вступает в контакт
Инициативность во взаимоотношениях в детьми:
Вступает в контакт по своей инициативе
Сам не вступает в контакт
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3.3. Результативность:
Доводит начатое дело до конца
Не всегда доводит
Не доводит
3
2
1
3.4. Самостоятельность в игре:
Умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого
Не всегда
Не играет сам
3
2
1
3.5. Социальные связи со взрослыми:
Легко идет на контакт
Избирательно
Трудно
Контакты с детьми:
Легко
Избирательно
Трудно
Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:
Есть
Недостаточно
Нет
Уверенность в себе:
Да
Не всегда
Нет
Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:
Да
Не всегда
Нет
Был ли опыт разлуки с близкими:
Да
Нет
Как перенес (санаторий, больница и пр.)
Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов) :
3-2,6 балла – готов к поступлению в детский сад;
2,5-2 балла – условно готов к поступлению в детский сад;
1,9-1,6 балла – не готов к поступлению в детский сад.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Поведенческие и личностные особенности у детей
___(ФИО ребенка)
1 Особенности поведения
1.1 Преобладающее настроение вашего ребенка
бодрое
уравновешенное
раздражительное
1.2 Характер засыпания
в течение 10 мин.
медленно
1.3 Характер сна
спокойный
по-разному
1.4 Аппетит вашего ребенка
хороший
избирательный
1.5 Отношение ребенка к высаживанию на горшок
положительное
отрицательное
1.6 Навыки опрятности
просится на горшок
не просится на горшок
1.7 Нежелательные привычки для этого возраста
сосет палец
2 Личностные особенности проявления познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении
2.1 Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?
Да
Нет
2.2 Интересуется ли действиями взрослых?
Да
По-разному
2.3 Внимателен ли оно при этом, активен, усидчив?
Да
Не всегда
2.4 Может или не может найти без посторонней помощи себе занятие?
Да
Не всегда
2.5 Инициативен ли в общении со взрослыми?
Да
Избирателен
2.6 Вступает ли в контакт с детьми?
Да
Не всегда
2.7 Самостоятельность в игре
Умеет играть самостоятельно
Не умеет играть самостоятельно
- подходящее отметить