Наталья Закаулова
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС «Здоровый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей тем более процветающим становится само общество.
Анализируя сложившуюся ситуацию, я считаю, что одной из главных задач психологического обеспечения в ДОУ, должна быть направлена на минимизацию нарушений в психологическом здоровье детей, профессионально–психологических заболеваний воспитателей, а также на воспитание «эмоционально мудрых» родителей.
Справиться с этими проблемами возможно только при активном внедрении здоровьесберегащих технологий в образовательный процесс ДОУ.
Публикация «Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС „Здоровый ребенок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых (воспитателей и родителей, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. Трудности развития ребенка во многом усугубляются неблагополучным состоянием психологическим дискомфортом и неудовлетворенность профессией педагогов, а также неблагоприятной ситуацией в семье.
Помочь ребенку в гармоничном развитии возможно только при условиях: изменить неблагополучную ситуацию в семейном воспитании и в психоэмоциональном здоровье воспитателей.
Взрослые (родители и воспитатели) вместе с детьми должны учиться быть счастливыми, здоровыми, успешными, учиться помогать не только другим, но и себе в достижении равновесия и гармонии, постоянно задавая себе вопросы: «Чему я научился у детей?», «Чему я хочу научиться?», «Что у меня получилось особенно хорошо?», «Что можно улучшить в моей жизни?».
Поэтому, на протяжении года, главной целью в моей работе является: обучение детей, педагогов и родителей психологическим аспектам здоровья, которые приведут к:
- самопознанию; - самосознанию; - саморегуляции.
Моя деятельность по обеспечению здоровьесберегащей среды в детском саду выполняется в соответствии с поставленными задачами:
1) способствовать профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения детей, утомления и психического напряжения воспитателей и родителей;
2) осуществлять коррекцию эмоционального самочувствия, снять эмоциональную напряженность, снизить уровень агрессивности и деструктивных форм поведения (негативизма, невротического избегания, тревожности депрессивности, беспокойства, расторможенности и т. д.) детей и взрослых (воспитателей и родителей).
3) развивать творческий потенциал личности, создать позитивный настрой формировать продуктивность и контактность во взаимоотношениях: детей со сверстниками, детей с воспитателями детей с родителями, воспитателей с родителями.
Предполагаемый результат:
- Положительный психологический климат в ДОУ;
- Доброжелательные отношения между детьми и взрослыми;
- Повышение уровня развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы детей;
- Высокий уровень психологической готовности детей к обучению в школе;
- Педагоги и родители психологически грамотны;
- Наблюдается снижение утомления и психического напряжения среди детей и педагогов.
Этапы реализации разработки.
I ЭТАП – аналитический
– 01.06.2012г. – 01.09.2012г.
II ЭТАП – диагностический
– 02.09.2012г. – 01.10.2012г.
III ЭТАП – организационный
– 02.10.2012 – 01.11.2012г.
IV ЭТАП – коррекционный
– 02.11.2012г. – 01.05.2013г.
V ЭТАП – итоговый, диагностический
- 02.05.2013г. – 1.08.2013г.
I ЭТАП – аналитический.
Цель: провести анализ ситуации по обеспечению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, изучить и подобрать информационные ресурсы, определить цель и задачи работы с детьми, педагогами и родителями по обеспечению здоровьесберегающей деятельности.
Содержание работы:
1. Изучение проблемы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ по направлениям:
• Пути повышения эффективности организации здоровьесохранной развивающей деятельности в ДОУ:
- Злобина А. Т. Психологические аспекты сбережения психического здоровья детей дошкольного возраста.
- Есаян Т. С. Здоровьесберегающие аспекты педагогического взаимодействия.
- Парасоцкая О. В. Организация здоровьетворящей среды интеллектуально-познавательного развития ребенка-дошкольника.
• Использование здоровьесберегающих развивающих технологий в условиях ДОУ:
- Госсар О. Н. Создание условий в ДОУ для формирования здорового образа жизни.
- Герасимова В. В. – Здоровьесберегающая деятельность в детском саду.
• Особенности организации коррекционной направленности в условиях ДОУ:
- Соловьева Т. А. – Организация системы комплексного сопровождения проблемных детей в ДОУ.
2. Разработка цели и задач по обеспечению здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Условия проведения:
изучение информационных ресурсов
Сроки проведения:
01.06.2012г. – 01.09.2012г
II ЭТАП – диагностический.
Цель: изучить уровень развития познавательных процессов детей, уровень эмоционально-личностного развития, выявлять негативные тенденции и причины нарушений в развитии, наметить пути коррекционной поддержки.
Содержание работы:
1. Подобор комплекса диагностических методик для изучения:
• уровня развития познавательных процессов детей:
- мышления;
- восприятия;
- памяти;
- внимания.
• личностных особенностей детей:
- самооценка;
- уровень притязания;
- проявление способности к сопереживанию.
• особенностей эмоциональной сферы детей:
- переживание страхов;
- тревожность;
- агрессивность;
- гиперактивность, СДВ.
• особенностей общения и межличностных отношений детей.
2. Проведение диагностических исследований с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
3. Проведение диагностики эмоционального выгорания педагогов на работе.
4. Анализ результатов диагностики.
Условия проведения:
индивидуально и группой
Сроки проведения:
02.09.2012г. 01.10.2012г
III ЭТАП – организационный.
Цель – разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми, педагогами и родителями, на основе применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ, разработать коррекционно-развивающие программы для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Содержание работы:
1. Разработка программы работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
2. Разработка плана коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
3. Разработка плана занятий коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
4. Разработка плана коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных способностей детей 5-7 лет «Познай себя»
5. Разработка плана профилактической работы с родителями и педагогами с использованием здоровьесберегающих технологий.
Условия проведения:
На основе мет. рекомендаций И. Л. Арцишевской
На основе мет. рекомендаций Л. М. Шипициной
Сроки проведения:
02.10.2012 – 01.11.2012г
IV. ЭТАП – коррекционный.
Цель - внедрить в образовательный процесс ДОУ коррекционно-развивающие и профилактических мероприятия с детьми, педагогами и родителями, на основе применения здоровьесберегающих технологий.
Содержание работы:
1 Проведение коррекционных занятий, тренингов с детьми по:
• Программе работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
• Программе коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
• Программе коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
• Коррекционно-развивающей программе по развитию познавательных способностей детей 5-7 лет «Познай себя»
2 Консультирование педагогов по темам:
• «Создание эмоциональной благоприятной атмосферы в группе»;
• «Три начала личности»;
• «Причины возникновения неадекватного поведения ребенка»;
• «Монтессори- педагогика: вопросы теории и методики»;
• «Психологическая готовность детей к обучению в школе»;
• «Взаимодействие воспитателей с родителями»;
• «Развитие мышления детей дошкольного возраста»;
• «Развитие памяти детей дошкольного возраста»;
• «Развитие восприятия детей дошкольного возраста»;
• «Развитие внимания детей дошкольного возраста»;
• «Позиции педагога на работе»;
• «Коррекция вредных привычек у дошкольников»;
• «Изучение детских межличностных отношений»;
• «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»;
• «Игровые технологии в коррекции поведения дошкольников;
3. Консультирование родителей по темам:
• «Правила работы с агрессивным ребенком»;
• «Правила работы с гиперактивным ребенком»;
• «Дети – катастрофы»;
• «Значение пальчиковой гимнастики»;
• «Развитие движений кисти и пальцев рук»;
• «Одна рука карает, другая милует»;
• «Учимся любить ребенка»;
• «Познавательная деятельность старших дошкольников»;
• «Как развить мышление и речь детей среднего и старшего дошкольного возраста»;
• «Как развить сенсорику и мелкую моторику у ребенка»;
• «Как развить мотивационную готовность у детей к школе.
4. Проведение психологических тренингов с педагогами:
• «Учим детей общаться»;
• «В плену эмоций»;
• «Общение педагога»;
• «Я – это я»;
• «Я и моя самооценка»
5. Проведение семинаров-практикумов с педагогами:
- «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
- «Профилактика и коррекция нарушений поведения детей»;
- «Проблема детских страхов»;
- «Тревожность в дошкольном возрасте»;
- «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста»;
- «Развитие самооценки детей дошкольного возраста»;
- «Стиль педагогического общения»
6. Выступления на родительских собраниях:
- «Организация работы педагога-психолога в детском саду»;
- «Психологическая готовность детей к обучению в школе»;
- «Дети, которых не понимают взрослые»;
- «Сотрудничество ДОУ с семьей в организации образовательного процесса»;
- «Учимся любить ребенка»
Условия проведения:
индивидуально, группой
Сроки проведения:
02.11.2012г. – 01.05.2013г
V. ЭТАП – итоговый, диагностический
Цель - обобщить опыт и результатов работы по внедрению коррекционно-развивающих программ, по проведению профилактических мероприятий с детьми, педагогами и родителями с использованием здоровьесберегающих технологий.
Содержание работы:
1 Провести итоговую диагностику по изучению:
•уровня развития познавательных процессов детей:
- мышления;
- восприятия;
- памяти;
- внимания.
• личностных особенностей детей:
- самооценка;
- уровень притязания;
- проявление способности к сопереживанию.
• особенностей эмоциональной сферы детей:
- переживание страхов;
- тревожность;
- агрессивность;
- гиперактивность, СДВ.
• особенностей общения и межличностных отношений детей.
2 Провести повторную диагностику эмоционального выгорания педагогов.
3. Обобщить опыт работы по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ на основе полученных результатов.
Условия проведения:
индивидуально, подгруппой
Сроки проведения:
02.05.2013г. – 01.08.2013 г.
Литература.
Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней, старшей и подготовительных группах: - М. : Прометей; Книголюб, 2003.
Севостьянова Е. О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития)
Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М. : Педагогическое общество России, 2000.