Татьянa Горбачева
Организация воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Организация воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ д/с «Почемучка» по ознакомлению детей с природой.
Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким пониманиям».
Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей с природой» размещена в разделах
Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в ознакомлении детей с природой.
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами. Можно выделить (условно) четыре группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня знаний при ознакомлении детей с природой.
«Создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ» - он направлен на формирование практических навыков и умений. Отслеживания объектов – результатов выращивания – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер.
«Наблюдение» - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Наблюдения – это главный способ формирования у дошкольников представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредствам наблюдения, становиться содержательной основой многих видов деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.
«Метод отраженной природы» Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами – позволяет уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.
«Словесно – литературный метод». Слово в ознакомлении детей с природой выполняет три важные функции. В форме диалога, как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребёнком. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важная форма речевого воспитания – проведение построенной в определённой логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений.
Мною (воспитателем по ознакомлению детей с природой) был разработан перспективный план воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах. В содержание плана прослеживаются все четыре группы методов в комплексе.
Для более удобного использования перспективное планирование раскрыто по 4 объектам: растительный мир, животный мир, неживая природа, труд людей.
В него включены те разделы воспитательно-образовательной работы с детьми, которые целесообразно планировать перспективно на месяц или квартал. Методические приемы включают в себя практически все виды организованной образовательной деятельности: дидактические, сюжетные, подвижные игры; чтение и обсуждение, наблюдения, проектная деятельность, оформление выставок, рассматривание и обсуждение, продуктивная деятельность, слушание и обсуждение. Этот вид планирования даёт воспитателю в группе больше возможности варьировать свою деятельность в зависимости от погоды, настроения и состояния детей.
Так же каждому воспитателю был предложен план работы с детьми в уголках природы. Разработан он посезонно и разделен на каждый месяц.
Перспективное планирование и планирование работы детей в уголках природы между собой перекликаются. Например, в содержании работы подготовительной группы на январь одной из задач является закрепление знаний детей о комнатных растениях, а при работе в уголке природы мы видим опытно-исследовательскую деятельность «Растения теряют влагу, через испарение». Тоесть с помощью этого опыта мы можем частично решить поставленную задачу.
Содержание образовательной области "Познание (Мир природы)" по программе «От рождения до школы» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
По моему мнению, такое планирование и использование предложенных групп методов приведет к решению цели поставленной перед нами программой. И если мы будем следовать поставленным задачам, то придем к хорошим результатом, и нам удастся сформировать у детей чувство красоты природы, ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности.