Татьяна Поклонская
Организация в младшей группе центра здоровья
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная двигательная предметно-развивающая среда.
Публикация «Организация в младшей группе центра здоровья» размещена в разделах
Многие исследователи (Т. И. Осокина, О. М. Федоровская, Д. В. Хухлаева) отмечают важность создания пространственной предметно-развивающей среды и использования эффективного спортивного оборудования. На основании документов, обеспечивающих содержание ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования РФ № 2151 от 20.07.2011 года) она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является: «Формирование, сохранение и укрепление физического здоровья детей».
Физическое развитие включает в себя приобретение двигательного опыта в различных видах деятельности детей.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При этом очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении! Дети в возрасте двух-трёх лет всегда подражают сверстникам. Поэтому, увидев, как увлечённо играет другой ребёнок с мячом или задорно бегает с игрушкой-каталкой по групповой комнате, он обязательно захочет последовать его примеру.
Поэтому актуальная
адача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице-стремянке и др.
В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:
- гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см);
- доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см);
- дуга для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см);
- лесенка-стремянка (высота 1,5 м);
- мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера;
- один-два надувных мяча (диаметр 40 см);
- игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);
- бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см);
- крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх);
- шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм);
- погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей;
- гимнастические палки (длина 75-80 см)
- кегли (один-два набора).
Физкультурный снаряд для ребёнка – основа для изучения способов его применения. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём. Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугой-гаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками.
К «Центру двигательной активности» и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.
Необходима рациональная планировка помещения, нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка в групповой комнате. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты.
Одним из необходимых требований является и обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей.
«Центр двигательной активности» должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений, а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.
В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Необходимо участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.
При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.