Валентина Фенева
Организация трудовой деятельности в детском доме
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель высшей квалификационной
категории ГКУ «Детский дом
(смешанный) № 30
Фенева Валентина Витальевна
Организация трудовой деятельности в детском доме.
Проблема, низкий уровень мотивации к трудовой деятельности
Темочки:
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Самой серьезной проблемой является низкая мотивация детей к трудовой деятельности. Воспитанников не удается привлечь к труду, они безынициативно ищут любые возможности уклониться от трудовых поручений, у многих детей складывается представление о труде как о некой повинности, нелегком бремени. Сама система не позволяет детям трудиться, так как выстроена по принципу необходимости обезопасить ребенка от возможных трудностей. Труд в мастерских для многих является развлечением, к нему не относятся серьезно, занятия в них построены на добровольных началах.
У детей имеется целый спектр проблем, которые необходимо решать комплексно, а на приучение к труду у специалистов не остается времени. Многие специалисты не владеют эффективными технологиями и методами работы с дезадаптированными и педагогически запущенными детьми.
Организация трудовой деятельности в учреждении — достаточно трудоемкий и затратный с точки зрения ресурсов процесс. Он требует от специалистов согласованности в требованиях, предъявляемых детям, понимания и большого терпения.
От педагогов должна исходить твердая уверенность в необходимости включения детей-сирот в трудовую деятельность разных видов, создания общественного мнения среди детей о ценности, пользе и важности труда.
Методы стимулирования трудовой активности детей сирот.
Трудовое воспитание связано с формированием психологической и практической готовности детей к труду на основе решения комплекса следующих задач:
— осознание детьми жизненной необходимости трудовой деятельности;
— формирование убеждения в том, что труд — это основа личного и общественного благополучия человека;
— воспитание потребности в труде, развитие мотивов трудовой деятельности;
— формирование культуры труда, трудовых знаний, умений и навыков, умений рационально трудиться;
— развитие способности к преодолению трудовых усилий и трудовых напряжений;
— формирование готовности к самостоятельной трудовой деятельности, способности успешно трудиться;
— формирование нравственно-этического отношения к труду и людям труда;
— развитие индивидуальных интересов и способностей детей;
— формирование самоопределения в трудовой и профессиональной деятельности.
Важным условием успешности трудового обучения являются межпредметные связи с основами наук и применение полученных знаний в решении практических задач.
На занятиях в творческих объединениях и на учебно-опытных участках воспитывается трудовая культура детей в умении планировать и организовывать работу, пользоваться инструментами и инвентарем, контролировать и выполнять работу с требуемой точностью, эффективно расходовать ресурсы, обеспечивать выполнение технологических процессов.
Достижение эффективности трудового обучения и воспитания требует надлежащего материально-технического обеспечения учебного процесса и оснащения кабинета и мастерских в соответствии с требованиями и нормами. Особое внимание при трудовом обучении следует уделять обеспечению техники безопасности и охраны труда детей в условиях систематического контроля технического состояния учебной базы и безопасности организации труда. Важную роль в трудовом обучении и воспитании в условиях детских домов и школ-интернатов играет развитие системы внеурочной работы и взаимодействия с образовательными учреждениями, предприятиями и организациями.
В творческом объединении занимаются как девочки, так и мальчики. Но так как дети поступают в детский дом с разными трудовыми умениями и навыками, то на основании этого группы формируются разновозрастные.
Дети, посещающие творческое объединение уверены в том, что могут всё освоить, понять, если будет желание. На каждом занятии уместно используется методическая литература, журналы, вкладыши, различная литература по декоративно-прикладному творчеству, технологические карты. Разный возраст детей и индивидуальный подход позволяет осуществлять передачу навыков и умений технологических процессов способом наставничества, а так же к сближению поколений на основе единых интересов. В процессе обучения детьми выполнено большое количество работ в различных техниках (лоскутная пластика, сувениры, вышивка, аппликация, коллаж, монотипия, акварельная вышивка, пластилиновая живопись, валяние, роспись, вязание, лепка, витраж, батик и др.)