Анастасия Вадимовна Газетова
Организация трудового воспитания в дошкольно учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Организация трудового воспитания в дошкольных учреждениях.
Как известно, трудовое воспитание является важным условием воспитания подрастающего поколения. Дошкольные учреждения должны ознакомить детей с трудом и его значением. Познакомить детей с трудом взрослых, приобщить ребенка к посильной ему трудовой деятельности.
Публикация «Организация трудового воспитания в дошкольно учреждении» размещена в разделах
При организации трудовой деятельности дошкольника нужно учитывать принципы воспитания.
Принципы воспитания у детей положительного отношения к труду :
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития.
Принцип развивающего образования.
Принцип интеграции.
Принцип доступности.
Перечисленные принципы должны взаимодействовать друг с другом и применятся в соответствии возрастными особенностями ребенка.
Трудовая деятельность должна идти в определенной последовательности, при этом должны решаться поставленные задачи. Поэтому в трудовой деятельности должны присутствовать следующие компоненты: мотивация, цель, трудовые действия, средства, планирование, результат.
Мотивация – причина, побуждающая к трудовому процессу или заинтересовывающий момент. Мотивы помогают определять уровень осознанности выполняемой трудовой деятельности, ради чего и каким образом она выполняется. Авторы программы «Радуга» советуют создавать мотивацию, которая поможет сформировать трудовые умения.
Существуют три типа мотивации трудовой деятельности :
1. Игровой тип мотивации («Помоги игрушки»). Он включает в себя следующее этапы:
Рассказать о проблеме, которая произошла у игрушки и какую помощь мы можем ей оказать.
Обращение к детям, готовы ли они помочь.
Научить детей выполнять необходимую помощь, в которой нуждается игрушка.
Дать возможность участвовать каждому ребенку.
Использовать игрушку в качестве оценивания.
Дать возможность поиграть с игрушкой, после выполненной работы.
2. Мотивация общения, включает следующее этапы:
Рассказать детям о своих планах на занятии и привлечь ребенка участвовать в этом.
Дать для ребенка посильное ему задание.
При завершении деятельности провести коллективный анализ трудовой деятельности.
3. Мотивация личной заинтересованности, включает следующие этапы:
Показать детям предмет, сделанный своими руками, рассказать о его достоинствах и спросить у детей хотели бы они иметь такой предмет.
Получить ответ, затем рассказать, как это могут выполнить дети самостоятельно.
Готовый предмет дети могут использовать в своей игре.
Цель – это то, к чему нужно стремиться. Взрослый организует трудовую деятельность ребенка, а цель определяет направленность трудовой деятельности ребенка, помогает достичь определенного результата. Ребенок может самостоятельно поставить цель, если она для него посильно, в другом случае в этом ему помогает взрослый. Умение ставить цель самостоятельно формируется постепенно, с участием взрослого.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
Средства – то, при помощи чего осуществляется цель. К ним относится: умения, навыки, самоконтроль и планирование. Выполняя ту или иную деятельность, у ребенка формируются определенные умения и навыки.
Планирование – умение предвидеть предстоящую работу. Детям дошкольного возраста очень тяжело овладеть этим процессом, в этом ему помогает взрослый. С умение планировать работу тесно связано умение самоконтроля. «Самоконтроль – сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели». Он обеспечивает процесс управления собственным поведением и поведением в процессе трудовой деятельности. Личностное развитие произвольного поведения формирует у ребенка такие качества, как инициатива, творчество, саморегуляция.
Показатель завершения трудовой деятельности, фактор, помогающий вызывать у ребенка интерес к трудовой деятельности.
Трудовой процесс очень сложен в своем содержании, поэтому не все структурные компоненты могут в этом участвовать.