Наташа Тарасова
Организация театрализованной деятельности в ДОУ как средство развития речи дошкольников
Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что помочь в этом может театрализованная деятельность. А умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому основная педагогическая идея у меня появилась в ходе работы - это способствовать развитию связной речи у детей на основе обогащения представлений детей о ближайшем окружении посредством театрализованной игры. Исходя из педагогической идеи, в работе с детьми мною была поставлена цель: развивать связную речь детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
Цель реализуется через ряд задач:
1. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
2. Способствовать формированию интереса у детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения.
3. Развивать монологическую и диалогическую форму речи через театрализованную деятельность
4. Способствовать развитию речевого творчества, интереса к театрализованной игре
При непосредственном взаимодействии с детьми был проведен мониторинг по уровню развития словаря у детей посредством театрализованной деятельности на начальном этапе работы. Мною использовались такие методы, как непосредственное включение в игру, косвенное руководство игрой, наблюдение, беседа и т. д.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Театрализованная игра являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие речи у детей. Обеспечивается взаимосвязь театрализованной игры с другими видами деятельности и реализуется в интеграции всех образовательных областей.
- Ребенку интересна музыка - её звучание, мелодичность, сила звука, темп. Поэтому очень важно развивать у ребенка восприятие звуков. Музыкальные занятия, играет одну из ведущих ролей в формировании дыхания, правильной постановки звуков, возможности имитации движений,
- Физическое развитие – это залог здоровья ребенка.
В нашем ДОУ, взаимодействовала с педагогами других групп.
Важное место в педагогическом процессе для активизации словаря детей отводится сказке. Она становится одним из основных средств нравственного воспитания, имеет терапевтический аспект, так как ее образы обращены к самой душе ребенка. Сказка мною рассказывается детям ежедневно. У нее есть свое определенное время в режиме дня.
Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени, жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театрализованная деятельность.
Мною были созданы методические разработки:
1. «Театр и речь»
2. Ряд конспектов занятий по развитию речи
3. Проектная деятельность «Мы актёры»
4. Были проведены циклы бесед о театре
Нельзя не отметить, что основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является информирование родителей о том, как важно для ребенка общение со своими родителями дома.
Как важно иметь дома традицию чтения ребенку книги вслух, обсуждая поступки героев. Как важно семьей посещать театр.
Родителям мы рассказываем о том, как можно развивать речь ребенка через театрализованную деятельность. В ДОУ оформлен уголок для родителей с рекомендациями по театральной деятельности: «Почитай мне мама сказку». «В театр всей семьёй», «Театр дома», «Стихи читаем – память развиваем»
В заключение можно сказать о некоторых наших выводах:
1. Развитие связной речи посредством театрализованной игры способствовало тому, что дети научились в лицах разыгрывать определенные литературные произведения и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздали конкретные образы.
2. Улучшилась диалогическая и монологическая речь, дети стали выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
3. Развились коммуникативные способности детей.
4. Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда разнообразными видами театра в группе
Таким образом, можно сделать следующие выводы: театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс развития речи детей, способствующий формированию творческой личности, развивающий умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
2. Артемова Л. В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : КНОРУС, 2003
4. Бородич A.M. Методика развития речи детей. — М. : Просвещение, 1981. — 128 с.
5. Казакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника : развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. – М. : Владос, 2004
6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.