Алла Яковлева
Организация сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых, работающих в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ, РАБОТАЮЩИХ В ДЕТСКОМ САДУ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Автор: Яковлева Алла Александровна
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии основ ценностных ориентаций личности в окружающем мире. Именно в этот период необходимо создавать условия для формирования социального сознания, неотъемлемой составляющей которого являются представления о профессиях, выступающие в свою очередь основой систематизированных знаний о взаимодействии человека и общества.
Публикация «Организация сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых, работающих в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Цель ознакомления дошкольников с трудом взрослых – дать конкретные представления о труде, воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. «Не так важно, сколько профессий называет ребёнок, а гораздо важнее, чтоб он понял, что труд жизненно необходим, а профессии возникают в ответ на удовлетворение потребности людей в них. Так усиливается и нравственный аспект – трудиться, относиться к труду по-разному, и от этого зависят и результат труда, и отношение людей к конкретному человеку» [2; 68].
Изучение значения игровой деятельности дошкольников для ознакомления их с профессиональными занятиями взрослых неразрывно связанно с обращением к теории игры. Приоритет создания общей психологической теории игры принадлежит А. Н. Леонтьеву, а специальной психологической теории – Д. Б. Эльконину, который рассматривал игру как «…воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется её социальная, собственно человеческая суть – задачи и нормы отношений между людьми» [4; 27].
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, – окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. В содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности ( с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек», а сами предметы легко заменяются (кубик – кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) [1; 6].
Приведу пример организации работы по ознакомлению детей с профессиями знакомых людей, работающих в детском саду.
С детьми были проведены сюжетно-ролевые игры под разным названием: «Подготовка к открытию детского сада», «Поиграем в детский сад», «Детский сад», «Режим дня», «Дворники». Для организации этих игр была предусмотрена предшествующая работа : создание образовательной ситуации (например, «Как няня моет посуду», экскурсии (например, на кухню «Как повар жарит блины», по детскому саду, наблюдение за работой воспитателя и музыкального руководителя, за работой няни, рассматривание картин «Детский сад», «Ясли» (из серии «Наша Таня», беседы («Кто о нас заботится в детском саду», «Кто и как работает в нашем детском саду») и др. Во время предшествующей работы мы обращали внимание детей на то, что в саду много групп и много детей. Всем детям в саду живётся весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые : повар готовит пищу, музыкальный работник проводит с ними музыкальные занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подаёт пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними, дворник следит за порядком на участке детского сада. В каждой конкретной ситуации способствовала формированию у детей отчётливого представления о направленности и содержании трудового процесса (например, мытьё посуды); развивала внимание, способность видеть последовательность преобразования предмета труда; активизировала словарный запас за счёт слов, обозначающих место, процесс, качество работы и её результата ( например: моечная, мыть, намыливать, оттирать, споласкивать, сушилка, блестящая, влажная, тщательно и пр., вызывала добрые чувства к человеку, добросовестно выполняющему свои обязанности и проявляющему заботу о детях.
В сюжетно-ролевых играх каждому предлагалось попробовать побыть поваром, няней, воспитателем, музыкальным работником, дворником.
Сначала сама показывала действия с предметами. Например, играя роль повара, готовила необходимые предметы для приготовления супа: кастрюлю, ложку, чтобы мешать суп, морковь, картофель и т. д. При этом использовала предметы-заместители. После этого предлагала одному из детей сварить суп.
Постепенно учила детей разыгрывать несколько сюжетов. Так происходило слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру. Например, две девочки играют с куклами, поднимают их с постели, одевают их, разговаривают между собой, поодаль от них другая девочка организует детскую столовую, она сажает за стол трёх кукол и расставляет перед ними столовые приборы. Данную ситуацию использовала следующим образом: подсказывала двум девочкам, что мамам уже пора идти на работу, а детям – в детский сад, там уже начинается завтрак. Таким образом способствовала естественному объединению двух играющих группировок в одну, преследуя цель – показать значимость работы сотрудников детского сада. Игра уже продолжалась на более высоком уровне. А я тем временем уже «звонила в автопарк» и «узнавала», почему в детский сад ещё не направили машину – детскому саду нужны продукты и т. п.
С целью обучения детей сговору на игру иногда выступала в роли главного действующего лица. Надев белый нарядный фартук, кокошник на голову, обращалась к детям: «Я работаю в детском саду на кухне. Кто хочет со мной играть?». Или в роли заведующей обращалась к детям: «В нашем районе открывается новый детский сад. Я ищу работников для этого детского сада. В детский сад нужны. Назовите, кто будет работать в детском саду». Дети называют: воспитатель, младший воспитатель, повар, музыкальный руководитель, дворник.
Желающим предлагала помочь в устройстве детского сада (спальня, групповая комната, кухня). Затем проводила беседу с детьми о предстоящей игре: кто будет приходить в детский сад, что будут готовить повара, кто будет приносить из кухни детям еду. Дети включались в игру, по ходу уточняя её содержание, ролевое поведение, создавая игровую обстановку. В следующий раз подсказывала, что в детском саду есть музыкальный руководитель, бывают музыкальные занятия, выступают дети-артисты, т. е. обучали дальнейшему развитию сюжетных линий, введению новых ролей. В такой игре присутствовало много параллельных ролей, играя которые дети заимствовали друг у друга средства игрового поведения (действия, речевые диалоги). Оставаясь на «руководящей роли», ненавязчиво направляла игру, одобряла положительное взаимодействие детей, успешное выполнение роли, предупреждала возникновение конфликтов, подчёркивала, что только слаженная работа всех сотрудников детского сада позволяет детям жить в детском саду сытно и весело.
Таким образом, разработка интересных по содержанию сюжетно-ролевых игр, создание соответствующей предметно-развивающей среды позволили сформировать необходимые представления о труде взрослых, подчёркивая значимость их труда, формировать интерес к людям разных профессий.
Библиографический список
1. Гаспарова, Г. Отображение социальных отношений в игре [Текст]/ Г. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. – 258 c.
2. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С. А. Козлова. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
3. Краснощёкова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощёкова. – 6-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 251 с. – (Школа развития).
4. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых [Текст]/ В. И. Логинова, Л. А. Мишарина//Дошкольное воспитание. – 2011. – №10. – С. 36-37.
5. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры [Текст] : сопровождение сюжетных игр детей/ О. В. Солнцева. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 176 с.