Анна Грязнова
Организация совместной театрализованной деятельности с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Детство чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека.
Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки и выражения эмоций, впечатлений, переживаний (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин).
Публикация «Организация совместной театрализованной деятельности с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно – потребностной сферы, способностей, преодоление эгоцентризма, формирование нравственных норм и правил поведения в сознании ребенка, произвольного поведения, эмоциональное развитие (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова). Сюжетно – ролевая игра, выделяемая исследователями, рассматривается как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «Зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Среди сюжетно – ролевых игр большинство педагогов и психологов отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть, поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление – истоки творчества. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Дети раннего возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать. Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам, героям знакомых сказок, животным и т. д.). Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность малыша. В такой игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, речевое развитие. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами: картинками, игрушками.
Театрализованная игра – это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности.
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.
В группе знакомство детей раннего возраста с разными видами театров помогает нашим детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки.
Детская театрализация является в своем роде видом и досуговой и образовательной деятельности, и потому может повысить уровень аспектов образовательной деятельности в области художественное творчество, удержать внимание детей раннего возраста на более долгое время, а также принести им удовольствие, сделать процесс обучения увлекательным.
Театрализованные игры основаны на литературных и фольклорных произведениях. Это рубежный вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на её результат через три этапа: восприятие, исполнение и творчество. Театрализованные игры в раннем возрасте так или иначе связаны с разыгрыванием сказок, как способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок «примеряет» на себя образ героя, тем самым решая свои переживания через поведение героя сказкок, формируется стойкость в будущей жизни.
Театрализованная игра является эффективным средством социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
В детском саду используются разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Педагоги привлекают детей к участию в инсценировках, обсуждают с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей, выражая эмоциональные переживания. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
В группах нашего образовательного учреждения организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров : бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др. ;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал. Создаются уголки «ряженья», где хранятся костюмы и другие атрибуты к сказкам.
В нашем детском саду театрализация включена во все праздничные мероприятия, которые проходят сезонно в детском саду. Это Осенний праздник, День матери, Новый год, Проводы зимы, 8 марта, День защиты детей. Каждый праздник состоит из сказки или включает в себя элементы театрализации, например появляется сказочный герой, который проводит игру с детьми или поет песню. Разнообразие театрализаций можно найти в образовательных программах. Иногда в праздник включается театральная постановка, в которой появляются герои – куклы, которые потом переходят в живых героев (актеров). Детям раннего возраста нравятся такие праздники, так как в них присутствует постоянный момент удивления – сюрприза, и внимание детей удерживается на протяжении всего праздника.
Совместная театральная деятельность должна предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, и успешное выполнение сказочных ролей, но и получать удовольствие от разнообразной игровой деятельности, успешного выполнения задания.
Список использованной литературы.
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. №4 – 2005 – 24с.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М. 2009 – 128с.
3. Белобрыкина О. А Волшебный мир домашнего театра. М., 1999 – 189с.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. №6 – 1966 – стр. 62-68.
5. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2 –5 лет. М., 2011 – 256 с.
6. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. №2 – 2001
7. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. М., 2001- 194 с.
8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001 – 128 с.
9. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. - метод. Пособие; Великий Новгород, 2006 – 126 с.
10. Микляева Н. В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ. М., 2005 – 96 с.
11. Петрова Т. И., Петрова Е. С., Сергеева Е. Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М., 2004 – 127с.
12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр// Дошкольное воспитание. №6,10, 12 – 1997
13. Ушакова О. С. – ред. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2008 – 80с.
14. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. М., 2008 – 144с.