Вера Саникович
Организация совместной деятельности с детьми в рамках образовательной области «Коммуникация»
▼ Скачать
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Публикация «Организация совместной деятельности с детьми в рамках образовательной области „Коммуникация“» размещена в разделах
Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. (А. Г. Рузская, В. А. Петровский, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Шулешко, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.
Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Формирование коммуникативных умений осуществляется по этапам, включающим:
создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений;
ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности;
творческое применение коммуникативных умений.
Общение со сверстниками значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать как можно и как нельзя делать, и контроль его действий (вовремя сделать замечание, навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так, и совместная игра (вместе решить как будем играть, и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты).
Общаясь со сверстниками, ребенок овладевает такими коммуникативными умениями как умение притворяться, выражать обиду (нарочно не замечать, не отвечать, фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное).
Таким образом, в общении со взрослыми и сверстниками ребенок учится говорить и знать как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания, а в общении со сверстниками - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.
Игры с правилами ставят детей перед необходимостью договориться, спланировать дела, выявляют способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложняющихся обстоятельствах. Игры с правилами становятся стимулом совершенствования у детей коммуникативных умений. Именно такая форма игры (по мнению Л. А. Венгера, имеет определяющее значение в развитии ребенка, его социализации. В реализации, которых развиваю способность доброжелательно выразить согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком или же, в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры.
Итак, я предлагаю поиграть в игру с правилами «Тише мыши, кот на крыше…», в которой вы сыграете роль детей младшего возраста. В этой игре я ставлю задачи: избежать конфликтных ситуаций, воспитывать умение детей договариваться между собой, действовать четко по правилам.
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить коммуникативный характер и будет направлено на развитие коммуникативных умений детей : например, организуя сюжетно-ролевую игру «Путешествие в подводное царство» надо обговорить сюжет и правила,
-«Путешествие на Луну»; придумать жителей Луны (инопланетян) мы брали за основу мультфильм «Корпорация монстров»
-«Юный корреспондент» договориться о ролях (тележурналист-берет интервью, комментатор едет освещать какое-либо событие).
В повседневном общении детям предлагаю проблемные ситуации. Каждая проблемная ситуация направлена на ту или иную группу коммуникативных умений (труд, словесные игры, чтение художественной литературы и т. д.) Тем самым у детей сложилось представление, что умение общаться предполагает не только употребление вежливых слов, но и более сложных действий, которые выполняются в умственном плане. Так, Андрей Ш. говорит: «Чтобы с людьми жить дружно, не ссориться, надо вначале головой подумать, что ты говоришь», или Катя Т. «Хочется - раз - быстро сказать, но Вера Анатольевна говорит, что нужно замолчать на минуточку, а потом другие слова в голову придут».
Представлю для примера следующие проблемные ситуации данного типа:
На улице было очень тепло и солнечно, поэтому у Сережи было хорошее настроение. Он подошел к лавочке, на которой сидели незнакомые старушки и сказал: «Привет, бабушки!». Старушки посмотрели на него и ничего не ответили, только подумали: «Какой невежливый мальчик». Почему так подумали старушки, ведь Сережа поприветствовал их? Чего не знал Сережа? (предложить ответить воспитателям)
Мама укладывала спать маленького братика Савелия, малыш долго не мог уснуть. Савелий решил рассказать ему сказку про бабу Ягу, черта, Кощея Бессмертного. Неожиданно брат заплакал еще громче, он испугался. Чего не учел Савелий? (ответы воспитателей)
Миша услышал издалека, как воспитательница сказала: «А кто хочет рассказать мне об этом?». Миша подбежал и крикнул: «Я». «Ну, расскажи», - ответила воспитательница. Миша молчал, а дети засмеялись. Почему молчал Миша? (ответы воспитателей)
Такие ситуации использую не специально, не в назидание детям, а как бы «к слову», «к разговору». Это побуждает детей к воспоминаниям аналогичных факторов из своего личного опыта и к их анализу. В этих ситуациях не даю готовых ответов, «рецептов» как нужно было бы вести беседу, а только акцентирую внимание детей, что они возникают ввиду отсутствия необходимых умений и знаний. В словесной игре «Радио» я учила детей понимать, что, в речи людей используются соответствующие слова и выражения, благодаря которым мы можем определить о ком идет речь. Предлагаю поиграть в игру «Радио» (с использованием микрофона)
Таким образом, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
В результате изучения методической литературы и исходя из своего личного опыта хочется предложить небольшие советы
Чтобы это не происходило надо:
•создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
•обучать умению слушать и слышать другого;
•учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
•развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
•учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
•воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Также союзниками в моей работе являются родители при помощи, которых решаются многие вопросы. Большую роль в реализации задач образовательной области «Коммуникация» играют совместные формы работы с родителями (совместные чаепития, сладкие вечера, посиделки у Веры Анатольевны) Форма совместного сотрудничества сближает взрослых на основе интересующей их проблемы, позволяет обсудить насущные вопросы., так например, на день пожилого человека в этом год я показала родителям, чему мы научились: мы читали стихи, отгадывали загадки, играли в музыкальные игры, привлекая дедушек и бабушек.
Таким образом, считаю, что необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.