Юлия Федорченко
Организация социального партнерства семьи и школы как условие повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация социального партнерства семьи и школы как необходимое условие повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников
Аннотация: в статье авторы обосновывают необходимость организации преемственности на уровне «дошкольное воспитание – начальное образование» в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Публикация «Организация социального партнерства семьи и школы как условие повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: дошкольный возраст, младшие школьники, социальное партнерство, духовно-нравственное воспитание, взаимодействие семьи и школы.
Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что «привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм»[1, с. 49]. В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современности.
Важное место средисоциальныхпартнеровдетскогосадазанимаетшкола. Необходимо иметь в виду, что «воспитание нравственности – это целенаправленный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте» [2, с. 786]. Так, уровень нравственной воспитанности дошкольника напрямую зависит от «сформированности понимания таких нравственных категорий как патриотизм, коллективизм, гражданственность, сознательная дисциплина» [1, с. 50]. При этом личностью должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия.
Реализация духовно-нравственного воспитания детей при взаимодействии со школой может носить следующие формы:мастер-класс, экскурсии, беседы, викторины, выставки, посещают школьные праздники и мероприятия, клубный час.
Организация социального партнерства семьи и школы «способно решить многие проблемы, стоящие перед школьным образованием» [3, с. 58]. И особенно это касается сферы нравственного воспитания. Без взаимопонимания классного руководителя и родителя ученика воспитание нравственных качеств обучающегося практически невозможно. Об этом в данный момент говорят педагоги-практики, учение и психологи.
Однако в практике работы школы в последние годы наблюдается устойчивое противоречие между пониманием необходимости повышения уровня нравственной воспитанности младшего школьника и недостаточной технологической проработанностью проблемы организации социального партнерства семьи и школы для решения этой проблемы.
Неконструктивные отношения школы и семьи, рассогласованность их действий обостряют существующие проблемы детства и требуют новых подходов к взаимодействию двух институтов. «Существующие подходы к организации взаимодействия школы и семьи (формально-административный, просветительский) слабо ориентированы на развитие субъектности семьи, раскрытие ее потенциала» [3, с. 60]. При этом в политических документах по модернизации российского образования формирование новой системы отношений образования с социумом рассматривается в качестве одной из основных задач.
Современные авторы выделяют шесть направлений в школьной системе работы с семьёй : изучение особенностей отношений в семье, организаций совместной деятельности, обучение, консультирование, просвещение, информирование.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. В условиях разобщенности школы и семьи в вопросах воспитания социальное партнерство является первым необходимым шагом на пути к их сотрудничеству, способом повышения уровня нравственной воспитанности детей. Рост воспитательного потенциала семьи и школы может быть обеспечен системным характером социального партнерства между ними. Исходя из вышесказанного, организация эффективного социального партнерства семьи и школы является необходимым и определяющим условием эффективной работы классного руководителя по проблеме повышения уровня нравственной воспитанности обучающихся.
Список литературы:
1. Григорьева М. Н. Родительская неделя – эффективная форма сотрудничества семьи и школы / М. Н. Григорьева // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 49-52.
2. Заславская О. В. Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания : векторы взаимодействия. ТГПУ им. Л. Н. Толстого / О. В. Заславская, О. Е. Сальникова, О. Ю. Кожурова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 786-790.
3. Шилова М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие/ М. И. Шилова; М-во образования Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Краснояр. гос. пед. ун-т. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Красноярск: КГПУ, 2002. – 214 с.