Ольга Андреева
Организация системы взаимодействия инструктора по ФК, логопеда и родителей с целью формирования моторной сферы у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В этом году, помимо остальных 7 – ми групп подготовительного и среднего возраста, я работаю с детьми средней группы первого года обучения. Хочу поделиться проектом, который родился в этом учебном году, в связи с повсеместной эпидемической ситуацией.
Группа большая, 18 человек. По результатам обследования
Логопедическое заключение Количество детей
ОНР 1 10
ОНР 1-2 4
ОНР 2 4
моторная алалия 2
стертая дизартрия 10
Публикация «Организация системы взаимодействия инструктора по ФК, логопеда и родителей с целью формирования моторной сферы у детей» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
У значительной части детей отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
Социальное развитие большинства воспитанников полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
Развивающаяся речь детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности детей негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Состояние общей моторики я исследовала следующими пробами:
•Пройти по дорожке, начерченной на полу
•Бросить мяч инструктору двумя руками и поймать его обратно
•Подпрыгнуть на месте на двух ногах, на одной ноге
•Проскакать на одной ноге, на обеих, пробежать, остановиться по сигналу
•Ударить мяч ладонью об пол (считать до пяти)
•Проба Хэда («Покажи правой рукой правое ухо»; «. правый глаз»; «. левое ухо» и т. д
В результате такого простого тестирования было выявлено, что нашим детям присуще серьезное отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в плохой координации движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук, артикуляторных).
Проект «Музыка – движение - речь» обьединяет в себе усилия инструктора по ФК, логопеда, воспитателей, родителей, и первично в нем - становление чувства ритма.
На наш взгляд значение развития ритмических процессов в формировании психики ребенка столь значимо, что необходимо проводить профилактическую работу среди родителей, объясняя им значение режимных моментов для ребенка, пения им песен, чтения стихов, качания и т. д. Также необходимо создание новых интегрированных коррекционных программ, в которых формирование ритмических процессов будет иметь первостепенное значение.
Ритм – это свойство всего живого. Ритм живого организма в своей основе имеет моторную природу и является одним из его врожденных устойчивых свойств. Согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга.
Исследования ученых показали, что ритм и повторение необыкновенно важны именно для маленького ребенка, дошкольника.
Несформированность ритмических процессов у детей приводит к нарушению их моторного и психического развития. И, как правило, к отставанию в развитии речи.
К сожалению, в отечественной специальной психологии и педагогике проблеме взаимосвязи ритмических и психических процессов уделяется недостаточно внимания. Есть немногочисленные исследования ритмических процессов в специальной педагогике и психологии, проведенные С. А. Баскаковой, И. В. Евтушенко, Л. В. Лопатиной, Л. С. Медниковой, свидетельствующие о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется недостаточное развитие чувства ритма.
Поскольку речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем и произносительную, моторную сторону речи.
Необходимо научить ребенка основным видам движений. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц. При этом нужно вводить речевой материал в самых разнообразных формах. Особое внимание обращаем на работу над осанкой, так как тяжёлая походка (на всю стоп, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития.
Для успешной организации речевых моментов во время проведения физкультурных занятий инструктор по физической культуре применяет:
• дифференцированный подход к детям с различными речевыми
нарушениями;
• целенаправленный подбор речевого материала.
Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определённых мышечных групп /рук, ног, головы, корпуса во время артикулирования.
Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбирает логопед в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с речевыми нарушениями с учётом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.
Дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.
-мы учим ребёнка по слогам «вышагивать» слова Спа-си-бо (на каждый слог шаг)
-выполняем движения под музыку
-маршируем с речевками
-все виды ходьбы выполняем под стук бубна
-ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие общей моторики детей занимают упражнения с мячом
Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать.
Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности по ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному ритму, ритму в стихотворной форме. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен.
Исходя из выше сказанного, мы с логопедом группы разработали и в настоящее время осуществляем проект «Музыка – движение - речь».
В соответствии с перспективно-тематическим планированием мы подбираем материал по каждой лексической теме: комплекс общеразвивающих упражнений, логоритмическое упражнение, упражнение для развития мелкой моторики рук, комплекс артикуляционной гимнастики, комплекс дыхательной гимнастики. Все они имеют речевое сопровождение и (или) музыкальное сопровождение. В течение недели на занятиях по физической культуре, логопедических занятиях, занятиях с воспитателем по заданию логопеда во второй половине дня ребята отрабатывают их, а в пятницу мы снимаем ролик с этими упражнениями для домашнего использования. Родители получают ссылку и скачивают этот ролик. Выполняя в выходные дни рекомендации логопеда по тетради, они могут использовать его для того, чтобы:
1. увидеть трудности своего ребенка при выполнении конкретного вида задания,
2. познакомиться с правильной техникой выполнения этого задания,
3. помочь своему ребенку освоить упражнение.
В качестве дополнительных плюсов можно указать, что собственные видео вызывают у детей живой отклик и массу положительных эмоций. И родителям удобно, ведь ребенок может почти самостоятельно выполнять задание с помощью ролика.
За два с половиной месяца, что длится наш проект, мы создали пока небольшую базу видеоупражнений по следующим лексическим темам: овощи, фрукты, одежда, обувь, профессии, дикие животные, домашние животные, зимующие птицы, а также комплекс артикуляционной гимнастики.
И уже сейчас можно говорить о положительной динамике в развитии детей. В первую очередь, это – положительный настрой на занятиях. Повышение мотивации, потому что хочется выглядеть лучше на видео. Дети осваивают основные виды движений, развивается общая координация и мелкая моторика рук. Речь в процессе выполнения ритмических упражнений становится более четкой, начинается формирование слоговой структуры слова.