Кайновская Евгения Олеговна
Организация сетевого взаимодействия в процессе сопровождения детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
За последнее десятилетие количество детей с ОВЗ значительно увеличилось, также наблюдается многообразие приобретенных и врожденных ограничений в развитии. Таким образом, перед профильными ведомствами стоят задачи по организации своевременной и эффективной медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи для снижения темпов инвалидизации детей.
Публикация «Организация сетевого взаимодействия в процессе сопровождения детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Право на образование относится к основным гражданским правам. Оно закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 43). В комментарии к этой статье понятие образования разъясняется как «процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности».
На практике реализация законодательных инициатив приводит к ситуации, когда каждая из сторон взаимодействия истолковывает понятие инклюзивного образования и принимает решение исходя из своих интересов — интересы ребенка с ОВЗ, жизненно важные для его развития и адаптации в обществе, в том числе в рамках образовательной системы, остаются вне зоны внимания.
Актуальность инновационного проекта обусловлена тем, что на сегодняшний день назрела необходимость смены парадигмы в подходах к образованию, воспитанию, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главная проблема состоит в том, что каждое отдельно взятая дошкольная образовательная организация не располагает необходимыми ресурсами для качественной реализации инклюзивного образования, а учреждения, которые могли бы оказать им помощь, зачастую находятся далеко.
Еще одна проблема компетентность педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Можно отметить и практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разно уровневое обучение детей. Педагог оказывается обезоруженным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного обучения.
Обращение к разработке моделей взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с другими организациям социальной сферы отвечает новым социальным запросам. Актуальность разработки моделей взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с учреждениями социальной сферы (детскими поликлиниками, учреждениями социальной защиты, культуры, спорта и т. п.) связана, прежде всего, с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребёнка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня.
Объект – взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса, вовлеченных в инклюзивное пространство
Предмет – модель сетевого взаимодействия по вопросам инклюзивного образования.
Цель – создание структурно-функциональной модели сетевого взаимодействия ДОО, внедряющих вариативные формы дошкольного образования.
Задачи:
Изучить вопросы теории и практики инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России, нормативные документы по проблемам инклюзивного образования детей с ТНР;
Сформировать кадровое обеспечение для реализации цели и задач проекта;
Разработать нормативную - правовую базу в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании в ДОО;
Создать систему персонифицированного учета и сопровождения детей с ТНР, получающих образование в организациях сети;
Выявить образовательные потребности педагогов в рамках реализации инклюзивного образования;
Оказывать консультативную помощь в разработке вариативных адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, соответствующих различным возможностям и потребностям детей с ТНР, посещающих образовательные организации сети.
Гипотеза – организация взаимодействия в условиях сети позволяет образовательным организациям повысить свой образовательный потенциал за счет использования ресурсов других участников сетевого взаимодействия.
Необходимые и имеющиеся ресурсы (Материальные, технические, информационные)
Кадровые ресурсы - высококвалифицированные педагогические работники, владеющие современными управленческими и педагогическими технологиями; готовые к совместной деятельности и общению на добровольной и равноправной основе.
Информационные ресурсы - базы данных, аккумулирующие информацию о новых технологиях, тенденциях и разработках в области психолого-педагогических исследований; обеспечивающие возможность доступа к разработкам, появляющимся внутри сети и за ее пределами; электронные библиотеки; мультимедийные продукты и т. д.
Материально-технические ресурсы - помещения и оборудование, предоставляющие возможность для организации сетевого взаимодействия, оформления его результатов и распространения (тиражирования).
Социальные ресурсы - налаженные партнерские связи с заинтересованными «внешними» участниками сетевого взаимодействия; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями и т. д.
Нормативные ресурсы – положения, регламенты, определяющие порядок «запуска» и сопровождения сетевых организаций, обобщения и распространения положительного опыта работы.
Этапы по реализации проекта:
I этап – постановка проблемы, обсуждение проблемы – принятие задач.
II этап – работа над проектом.
III этап – рефлексия и презентация проектной деятельности.
Этапы деятельности.
Первый этап, подготовительный (прогностический)
Цель: Создание организационных этапов, обеспечивающих реализацию проекта.
Задачи:
- изучение вопросов теории и практики инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России, нормативных документов по проблемам инклюзивного образования детей с ТНР.
- определение основных направлений деятельности ДОО по проблемам инклюзивного образования детей с ТНР
- формирование кадрового обеспечения для реализации цели и задач проекта
- разработка нормативно-правовой базы дошкольных организаций в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
- разработка программно-методического обеспечения.
Прогнозируемый результат:
Повышение педагогической компетентности и ответственности.
Рост профессионального мастерства педагогов.
Расширение образовательного пространства организаций, повышение социального статуса опорной организации.
№ п / п
Направления деятельности
Виды работ / мероприятия
1.
Создание (координационного) совета сетевого взаимодействия
Разработка положения о совете
Приказ об утверждении совета
2.
Разработка положения о сетевой организации деятельности ДОО
Разработка и утверждение положения об организации сетевого взаимодействия
3.
Создание творческих и профессиональных групп по реализации проектов и программ сетевого взаимодействия
Издание приказа о формировании творческих групп
Второй этап – Практический
Проектирование деятельности ДОО-участников сетевого взаимодействия
Направления деятельности
Виды работ / мероприятия
Разработка проектов и образовательных программ по реализации вариативных форм дошкольного образования
Разработка и согласование программ
Заключение договоров со специалистами и организациями, участвующими в сетевом взаимодействии
Заключение договоров:
об организации сетевого взаимодействия;
Подбор и обучение тьюторов, сопровождающих сетевое взаимодействие
Организация обучения тьюторов
Разработка организационно-методических материалов по сопровождению сетевого взаимодействия
Подбор, экспертиза материалов стажировки;
Издание брошюр и электронных сборников
Создание интернет-узла ДОО-участников сетевого взаимодействия
Разработка дизайна и содержании интернет-представительства
Третий этап – заключительный.
Цель работы на этом этапе: обобщение опыта, диагностика и контроль.
Совместно со учреждениями сети:
- проектирование адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ТНР с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей дошкольников, индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения, социальной адаптации при организации инклюзивного образования в условиях конкретной ДОО;
- апробация методических рекомендаций по овладению специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания детей с ТНР;
- распространение опыта работы с детьми с ТНР.
- участие сторон в мероприятиях различного уровня, а также трансляция продуктов исходной деятельности.
Ожидаемые результаты (качественные и количественные) :
создается образовательная среда дошкольной образовательной организации и учреждений дополнительного образования, которая представляет систему сетевого взаимодействия
Критериями оценки реализации проекта стали результаты протокол первичной обработки результатов изучения удовлетворённости родителей воспитанников деятельностью детскими садами. Такие исследования позволили проанализировать родительский запрос по отношению дошкольного образования, определить основные направления организации сетевого взаимодействия, участников сетевого проекта и механизм их взаимодействия, а также выстроить внешние связи с сетью.
Риски и пути их преодоления.
Риски
Пути преодоления
Внешние риски
Недостаточная оснащенность ДОО
Отсутствие финансирования для реализации проекта
Адаптация имеющихся условий и ресурсов
Внутренние риски
Кадровые (отсутствие специальной подготовки у педагогов)
Прохождение курсов профессиональной переподготовки, возможно дистанционное
Психологическая неготовность воспитателей к обучению и воспитанию детей с особенностями в развитии.
Психологические тренинги, тьюторское сопровождение.
Отсутствие в штатном расписание должности психолога, сопровождающий или помощник воспитателя (тьютор)
Оплата через компенсационные выплаты