Людмила Оберемченко
Организация сенсомоторного центра в логопедическом кабинете
Организация сенсомоторный центр в логопедическом кабинете
(доклад из опыта работы)
Оберемченко Людмила Николаевна
учитель-логопед МБДОУ № 44 «Золушка»
г. Старый Оскол Белгородской области.
Публикация «Организация сенсомоторного центра в логопедическом кабинете» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Дошкольный возраст – благоприятны период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть. Это говорит о том, что дети познают мир чувственно. У детей с интеллектуальной недостаточностью помимо речевого недоразвития несформировано восприятие, внимание, память, а также они испытывают моторную неловкость общих движений пальцев рук, бедность эмоциональной сферы.
Обогатить сенсомоторный опыт ребенка, скорректировать двигательные нарушения, развить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация сенсомоторного центра в логопедическом кабинете.
Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра, вызывает у детей положительный настрой на занятие с логопедом.
Оборудование центра предназначено для проведения следующих форм работы с детьми:
– развития тактильных ощущений;
– массажа и самомассажа;
– мелкой моторики;
– снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Цель: Создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования многофункционального оборудования.
Задачи
– Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, тактильную чувствительность.
– Решать образовательные задачи с помощью многофункционального оборудования.
– Стимулировать развитие слухового, визуального, кинестатического анализаторов.
– Развивать эмоциональную сферу, создавать положительную мотивацию на организованную деятельность.
Ожидаемый результат:
Улучшение состояния мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Активизация речевого развития, эмоциональной сферы.
Перечень оборудования сенсомоторного центра.
«Волшебный коврик» – развивает фантазию, творческие способности ребенка, позволяет собирать из набора элементов различные игрушки. Используется для развития тактильных ощущений, для массажа кистей рук. Дети с большим удовольствием делают на коврике объемную аппликацию.
Мячи – резиновые с шипами и без, разного размера и цвета, массажеры (массажные шарики) для интенсивного воздействия – для массажа кистей рук.
Прищепки – для массажа пальцев рук, конструирования.
Игрушки для пальчикового театра – для развития пальцев рук, выразительной речи.
Мелкие игрушки (от киндер-сюрприза) – для развития пальцев рук, в сухих бассейнах.
Конструкторы – объемные и плоскостные для развития ловкости, координированности движений пальцев рук, закрепление представления о геометрических фигурах, цвете.
Кубики – для развития зрительного восприятия, мелкой моторики рук.
Пирамидки – для развития точных координированных движений, умения соотносить детали по размеру и цвету.
Подушечки, фигурки животных, елочки, жучки с нашитыми пуговицами для тренировки навыка расстегивании и застегивания.
«Игра в кармашке» - развивающие рамки и шнуровки разного формата. Занятия со шнуровками помогут развить у детей внимание, память, наглядно-образное мышление, мелкую моторику, речь.
Мозаика – для развития тонких движений пальцев рук, закрепления знаний о цвете, выкладывания пройденных букв.
Счетные палочки – для выкладывания геометрических фигур, развития звукового анализа и синтеза.
Трафареты – для развития графомоторных навыков, закрепление словарного запаса по лексических темам.
Матрешки – народные национальные игрушки для развития моторики рук, приобщения детей к народной культуре.
Организуя предметную среду помещения, я руководствуюсь принципами:
– доступности: материал для самостоятельных игр расположен на открытых полках;
– системности: весь материал систематизирован по разделам; каждое пособие внесено в картотеку; каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;
– здоровье-сбережение: имеется основное и дополнительное освещение; проведена пожарная сигнализация; стол и стулья в сенсорном центре имеют регулирующиеся по высоте ножки; стены кабинета окрашены в теплый, спокойный светло-бежевый цвет.
Таким образом, не меньшее значение имеет сенсомоторное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью для умственного развития.