Получи документы

Организация семейного чтения в старшей группе

Юлия Апалько
Организация семейного чтения в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация семейного чтения в старшей группе».

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. В современном мире существует много возможностей для всестороннего развития личности. Однако ученые бьют тревогу: дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению. Все чаще телевизор, компьютер заменяет им книги. Чтение превращается в скучный учебный предмет, когда дети читают лишь программные произведения.

Публикация «Организация семейного чтения в старшей группе» размещена в разделах

Как же вернуть детям книгу? Чтобы воспитать в ребенке активного читателя, нужно прежде всего развивать у него познавательный интерес.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Ребенок старшего дошкольного возраста, в отличие от младшего возраста способен более глубоко осмыслить содержание литературных произведений и понять некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. уже может различать литературные жанры и характерную им специфику. Он легко различает прозу и поэзию, говорит, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е замечает ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание ребенка на особенности жанров, тогда он будет лучше осознавать художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились ему.

Например, после рассказывания сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить: «Что я тебе рассказала? Почему ты думаешь, что это сказка? О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки тебе понравился и чем? Вспомни как начинается сказка и как она кончается).

Эти вопросы направлены на осознании ребенком основного содержания и характера героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

При ознакомлении ребенка с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который рассказывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев.

Так, после чтения рассказа Е. Пермякова «Торопливый ножик» можно спросить: «Как Митя научил ножик терпеливым быть? Каким стал сам Митя?» Если ребенок поймет правильно содержание рассказа, он ответит, что Митя сам стал терпеливым и выдержанным,т. е. самостоятельно сделают вывод, какие качества воспитывал в мальчике отец. Повторяя эти слова, соотнося их с действиями героев, дети глубже почувствуют и содержание рассказа, и слова, его отражающие.

Особенно тщательно надо продумывать вопросы о средствах художественной выразительности в рассказах о природе.

Например, после чтения рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи». Задается вопрос «Куда попал первый луч?. Второй? и т. д. Эти вопросы помогают запомнить композицию рассказа. Но этого недостаточно. Вопрос «Как автор рассказал про жаворонка и какую песенку жаворонок запел?» - заставит вспомнить слова: «Встрепенулся жаворонок, вспорхнул из гнездышка, поднялся высоко –высоко и запел свою серебряную песенку». Можно спросить, почему автор назвал песенку жаворонка серебряной, ребенок ответит, что эта песня звонкая весенняя поэтому автор так и назвал её. Аналогичные вопросы можно задать про зайчика, про пчелку, собирающую мед с душистых цветов.

Такое восприятие, когда наряду с содержанием дети усваивают и художественную форму, можно назвать полноценным, а образные слова и выражения впоследствии перейдут в их активный словарь.

Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы надо обратить при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.

Все стихи читаются не по книге, а наизусть, только тогда будет понятны выразительность интонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на запоминание - это отвлекает внимание ребенка от музыки стиха. Пусть он сначала услышит красоту и напевность стихотворения, глубже осознает его содержание. После чтения надо провести беседу, выясняющую правильно ли оно понято.

После беседы взрослый читает стихотворение еще раз и дает установку на запоминание, так как ребенок усвоил его содержание, прочувствовал художественную форму, запомнил отдельные слова и выражения.

В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказываю они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легко перенося их в другое содержание. Это явится подготовкой для развития поэтического слуха ребенка.

Семейное чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания.

Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем: Совместное время препровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр. ; Семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;

После чтения предлагаемых сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших

представителей семейного рода;

Чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия. Как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.

Совместное чтение – это общение.

Постарайтесь сделать время, проведенное вместе с ребенком за книгой, интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности. Самое благоприятное время для совместного чтения- вечер. Малыш, лёжа в кровати, с удовольствием будет слушать сказки, рассказы или просто случаи из вашей жизни.

Во время чтения ребёнку не отвлекайтесь на посторонние дела. Помните, что дети дошкольного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15-20 минут.

Литературные произведения большого объема можно читать в течение нескольких дней. Перед тем как продолжить чтение, предложите ребенку вспомнить, на чём вы остановились в прошлый раз, что происходило с героями книги до этого момента, задайте вопросы, направленные на то, чтобы ребенок вспомнил прочитанный ранее текст.

Все дети с удовольствием слушают сказки. Их привлекает динамичность сюжета, напряженность борьбы светлых и тёмных сил. А вы любите сказки?

Можно провести игру «Волшебный сундучок».

(вынимает из сундучка разнообразные предметы и предлагает родителям назвать сказки, где эти предметы упоминаются. Например : яйцо («Курочка-ряба», «Гадкий утёнок», ложка («Три медведя», «Сладкая каша», «Федорино горе», кот («Кот, петух и лиса», «Кот в сапогах», «Каток- золотой лобок», «Как кот зверей напугал», лягушка («Царевна-лягушка», «Теремок», «Лягушка путешественница», мышка («Курочка-ряба», «Теремок», «Воробей и мышь», «Мышонок Пик», «Как мыши с котом воевали», «Сказка о глупом мышонке», лиса («Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисица-хитрица», «Зайкин дом», «Под грибом», «Рукавичка», «Теремок», «Как лиса училась летать», «Колобок», «Лиса и козел», поросенок (“Три поросёнка”. “Зимовье зверей”, “Бременские музыканты”, Рыбка (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “По щючьему велению”,“Конек-горбунок”, яблоко( “Гуси-лебеди”, “Хаврошечка”,“Белоснежка и семь гномов”).

Все перечисленные сказки являются программными произведениями и мы рекомендуем вам читать их детям.

За много веков народ придумал множество загадок: о явлениях природы, растениях, животных, людях и их быте. Есть загадки и о сказочных персонажах. Сейчас вы попробуете их отгадать.

Раз зимою баба с дедом Внучку сделали из снега.

Жаль, друзья, что сказка эта

Продолжалась лишь до лета.

(снегурочка)

Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал

И стех пор забот не знал.

(Емеля)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым.

(Маугли)

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил.

(Айболит).

Отыскала мама дочку В распустившемся цветочке.

(Дюймовочка).

Шныряет по городу злая старушка.

А в сумке сидит её злая подружка.

(Шапокляк).

Нравом зол, цветом сер,

Шестерых козлят он съел.

(Волк)

Плутовка пела под окошком:

- Я угощу тебя горошком!

Поверил песням петушок

И сразу угодил в мешок.

(Лиса)

Вы выбрали книгу, нашли время для чтения.

Но как помочь ребенку понять смысл произведения, почувствовать красоту литературного языка, вызвать у него эмоциональное отношение к прочитанному? Вам помогут навыки выразительного чтения:

- произносите слова чётко и внятно;

- регулируйте тон и темп речи (громче – тише, выше – ниже, быстрее – медленнее):

- научитесь владеть интонацией (выделять голосом знаки препинания); -соблюдайте паузы;

Все вы знаете, что с детьми надо читать стихи. Это развивает их память, расширяет кругозор.

Как правильно учить с детьми стихи?

[/i]Постараемся ответить на этот вопрос. Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребенка.

Подвижным детям больше подойдут ритмичные и веселые стихи, а спокойным – размеренные, напевные.

Для ребенка важна мотивация. Хорошо, если стихотворение станет подарком для мамы, бабушки, Деда Мороза, на конкурс.

Облегчить детям восприятие поэтических строк поможет предварительная работа, которую следует проводить в несколько этапов.

Прочитайте стихотворение эмоционально, с выражением (лучше наизусть).

Объясните ребенку незнакомые или непонятные слова. Прочитайте стихотворение ещё раз медленно, расставляя смысловые акценты. Расскажите, кто автор стихотворения и когда оно было написано.

Покажите иллюстрации, которые нарисовал художник, и в это время прочтите стихотворение еще раз.

Теперь можно приступать к заучиванию. Скажите ребенку: «Давай выучим это стихотворение наизусть. Ты постараешься его запомнить, а я тебе помогу».

Детям с хорошей зрительной памятью присуще наглядно-образное мышление. Запомнить стихотворные строки им поможет картина схема, которую показывают одновременно с чтением стихотворения (рассказать о способе заучивания стихотворения с помощью мнемотаблиц).

Следующий приём заучивания целесообразно рекомендовать детям, которые основную часть информации воспринимают через ощущения и движения: им нужно не только услышать, но и потрогать, подкрепить запоминание двигательным актом. Повторяя стихотворение вместе с таким ребенком, предложите ему класть в блюдо шарики (нанизывать кольца на пирамидку или бусины на леску). Например, строчка – шарик. Затем пусть он вынимает шарики из блюда и повторяет стихотворение самостоятельно. Для того чтобы дети лучше воспринимали стихотворный текст, необходимо формировать у них чувство ритма и рифмы. Этому способствуют разнообразные игры и упражнения, которые вы можете проводить дома.

-Для развития чувства ритма используйте музыку. Учите ребенка воспроизводить музыкальный ритм хлопками или постукиванием.

-Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

-Рисуйте узоры и орнаменты из повторяющихся и чередующихся элементов, создавая симметричные композиции. Вырезайте бумажные салфетки и снежинки.

- проводите с детьми словесные игры. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

«Доскажи словечко»

Я сегодня утром рано

Умывался из-под … (крана).

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая (лисица).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

Мы купили кошке

Новые … (сапожки).

Надеемся, что наши рекомендации, помогут вам привить детям интерес к книге, сформировать у них речевую культуру.

«Подсказки для родителей» («да» и «нет»).

• Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ каждый деть (вечером).

• Читайте вместе со своим ребенком 10 минут (попеременно по одному предложению, абзацу, странице).

• Читайте сами, показывая пример своему ребенку.

• Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.

• Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.

• Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.

• Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.

• Дарите ребенку книги.

• Сделайте чтение приятным время препровождением.

• Всегда хвалите ребёнка, если он читает.

• Не заставляйте читать насильно.

• Не выбирайте книги для ребёнка, пока он вас об этом не попросит.

• Не заставляйте читать слишком трудные книги.

• Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении.

• Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте – и улучшение наступит быстрее.

• Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей.

• Не прекращайте чтения детям вслух. Как только они научатся читать сами.

• Никогда не отговаривайте ребенка от чтения – читать что-то лучше, чем ничего не читать

Организация чтения дома

Когда вы читаете со своим ребенком, то:

• Найдите спокойное место.

• Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу.

• Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему.

• Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

• Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем прочитал.

• Ведите для ребенка, а затем вместе с ним Дневник чтения.

Перед чтением книги:

• Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.

• Прочитайте название книги. Что говорит заголовок? Как ваш ребенок думает, о чем эта книга?

• Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются – художниками.

Найдите вместе их имена в книге.

• Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

• Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собственного рассказа по картинкам.

• Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.

• А ещё попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.

• Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

• Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

• Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.

• Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

• Подпишитесь на детские журналы для ребёнка с учетом его интересов и увлечений.

• На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

• Играйте в настольные игры, которые предполагаю чтение.

• В доме должна быть детская библиотека.

• Устраивайте детям маскарад и предлагайте наряжаться в костюмы любимых героев.

• Покупайте детям детские энциклопедии.

• Пусть дома всегда будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.

• Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развивать их навык и уверенность в себе.

• Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка спать

Публикации по теме:

Фотоотчет о городской акции «Весенняя неделя добра» и «Неделя семейного чтения»Фотоотчет о городской акции «Весенняя неделя добра» и «Неделя семейного чтения» В нашем детском садике в апреле проводилась городская Акция «Весенняя неделя добра» и «Неделя семейного чтения». Родители приняли активное.

Организация уголка книги в старшей группеОрганизация уголка книги в старшей группе Книга – это не учебник. Это образец литературного искусства. В ней содержится опыт поколений, кладезь знаний. Задача взрослого - открыть.

Фотозарисовка «150 лет первому журналу для семейного чтения в России»Фотозарисовка «150 лет первому журналу для семейного чтения в России» Журнал для семейного чтения "НИВА" В этом году отмечается 150-летие самого популярного иллюстрированного журнала дореволюционной России.

Консультация для родителей «Организация семейного досуга в летний период»Консультация для родителей «Организация семейного досуга в летний период» Описание: Данный материал будет полезен, прежде всего, для родителей, а также и для воспитателей дошкольных учреждений (в качестве информации.

Консультация для родителей «Организация семейного досуга в зимний период» Описание: Данный материал будет полезен родителям и воспитателям дошкольных учреждений. Цель: Повышение педагогической компетентности родителей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе.Организация предметно-развивающей среды в старшей группе. Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки»Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами организацией предметно-развивающей среды в.

Педагогический проект «Организация семейного клуба «Улыбка»»Педагогический проект «Организация семейного клуба «Улыбка»» Педагогический проект «Организация семейного клуба «Улыбка»»тип проекта: долгосрочный социально-творческий Авторы: музыкальный руководитель.

Приложение к проекту «Организация семейного клуба «Улыбка»Приложение к проекту «Организация семейного клуба «Улыбка» Приложение к проекту "Организация семейного клуба "Улыбка"" Уважаемые коллеги, предыдущая моя публикация - «Проект «Организация семейного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация семейного чтения в старшей группе
Опубликовано: 19 мая 2021 в 22:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация семейного чтения в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Апалько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД