Ирина Михалюта
Организация самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Никто заранее не может сказать, кем станет ребенок в будущем. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является лишь создание интереса ребенка к математике и подготовка к школьной жизни. Сформировать познавательный интерес и способность ребенка к логическому мышлению - основная роль педагога в детском саду. Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Публикация «Организация самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной.
Практическая значимость исследования по изучаемой проблеме показала, что в организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно взаимодействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их полного познания и освоения.
Проблему организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности исследовали З. А. Михайлова, А. А. Столяр, Т. И. Ерофеева, Е. И. Минскин, Е. А. Носова, Полякова М. Н. и другие.
На современном этапе, воспитатели дошкольных учреждений осознают важность организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей, но при этом в реальной практике не уделяют должного внимания созданию условий и использованию специальных приемов руководства этой деятельностью. Проблему нашего исследования составили следующие вопросы:
-Каковы особенности организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста.
- Какие условия и приемы руководства будут способствовать эффективной организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста.
На основе этого мы выделили гипотезу о том, что самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность будет эффективной, если:
- создать специальную предметно-развивающую среду;
- предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;
- использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.
Были определены и критерии эффективности самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности
- уровень детской самостоятельности;
- познавательная активность детей;
- уровень мотивации.
Для реализации цели проводилась работа по созданию специальной предметно-развивающей среды, детям был предложен в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала, использованы специальные приемы руководства. В рамках формирующего эксперимента, проводилась целенаправленная работа, как с воспитанниками, так и с их родителями.
Организуя уголок занимательной математики, воспитатели исходили из принципа доступности игр детям, помещались в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. Организация уголка осуществлялась с посильным участием детей, что создавало у них положительное, эмоциональное отношение к занимательному материалу, интерес и желание играть. Разнообразие занимательного материала позволяло каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др. ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.
Для организации детской деятельности использовались разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводились игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.
Ход и результат упражнений в организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста находился под непосредственным наблюдением и контролем, который указывался пояснениями, корректировал действие детей.
Вся работа в уголке организовывалась с учетом индивидуальных особенностей детей. Игра предлагалась ребенку, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Воспитатели вовлекали в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывали их и помогали освоить игру.
Были использованы разнообразные формы и методы работа с родителями: тематические родительские собрания, беседы и консультации. Родителям давались конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: головоломок с палочками, логических упражнений и др. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, были даны рекомендации родителям по организации той или иной игры. Работа с родителями и детьми проводилась одновременно.
Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. Они самостоятельно выбирали игры в уголке занимательной математики. У детей повысился интерес к математике, они стали более активны не только в образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию дошкольников в этой деятельности.
Список литературы
1. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей. М., 2006.
2. Бурлак Е. Г. Занимательная математика – Донецк, ПКФ БАО, 1999г.
3. Волина В. Праздник числа. – М. : «Знание», 2000г.
4. Ерофеева Т. И., Павлова Н. Л., Новикова В. П. Математика для дошкольников. – М. :Просвещение, 2001г.
5. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : Сборник/ Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.