МААМ-картинки

Организация речевой активности в совместной деятельности с дошкольниками

Новожилова Маргарита Павловна
Организация речевой активности в совместной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Умение общаться со сверстниками и другими людьми- одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребёнка. Поэтому общение его со взрослыми является непременным условием для его всестороннего развития. Взрослые - хранители опыта, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения».

Публикация «Организация речевой активности в совместной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах

Развитие речи, речевого общения- одна из главных задач воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ. Эта главная задача состоит из ряда направлений:

- воспитание звуковой культуры речи,

-обогащения речи,

-закрепления и активизации словаря,

-совершенствования грамматической правильности речи,

-формирование разговорной речи,

-развитие связной речи,

-воспитание интереса к художественному слову.

В своей работе, развитию речи я уделяю особое внимание. Много упражнений и игр провожу на обогащение словаря детей. Эту работу провожу,как в группе (фронтальная и индивидуальная работа, так и на прогулке. Детей учу подбирать слова - прилагательные к разным словам: какое небо? Какое солнце? День? Какая мама? И т. д. Дети научились делать это хорошо. Упражнялись в подборе глаголов к разным словам: что умеет делать котёнок? Человек? И если с начала дети называли всего несколько глаголов, то при многократном проведении таких упражнений, дети придумывали всё новые и новые слова.

Рассматривая те или иные предметы, учу детей называть их признаки, качества, действия и функции. Так, рассматривая при одевании и раздевании одежду, дети называют части рубашки: воротничок, карманы, рукава (длинные или короткие, манжеты, застёжки, их назначение. А какие ещё застёжки знают? (пуговицы, крючки, липучки, молнии, кнопки и т. д.) Назвав молнии, кнопки, переключаю внимание детей на многозначительность слов. Дети активно включаются в поисковую деятельность. Сначала только эти слова, а потом с увлечением называют и объясняют другие многозначительные слова (кисть, ручка, ключ). Со словами-антонимами знакомлю детей через игру «Наоборот». Все это обогащает словарный запас детей.

На специально- организованной деятельности учу детей делать обобщения. Это закрепляется многократным повторением в повседневной деятельности. Дети усвоили такие обобщения: фрукты, овощи, мебель, посуда, транспорт, одежда, головные уборы, обувь и т. д.

С увлечением дети подбирают однокоренные слова. С этой целью провожу игровое упражнение «Скажи по-другому». Детям нравится изменять слово и образовывать новое (кот, котик, коток, котяра, котище, котята и т. д.).

В группе имеются дидактические игры на формирование грамматического строя речи.

«Один-много», «Ищ-ик». В этих играх дети учатся изменять слова по падежам (один стол, много столов, одно окно – много окон). Это игровое упражнение провожу и по-другому: стол-столы, стул-стулья, волк-волки и т. д. Как же было интересно наблюдать за детьми, когда слово «человек» они сказали «человеки». Конечно, объяснила детям, что так говорить нельзя, надо заменить его на слова «народ или люди».

В разных игровых упражнениях дети учатся образовывать новые слова при помощи суффиксов (носик-носище, рука-ручища). Даю детям разные задания: трактор ведет – тракторист; на пианино играет, в хоккей играют …

Конечно, в образовании некоторых слов дети затрудняются. В младших группах да и в средних группах часто провожу игру «Назови ласково». Детям нравится называть себя ласково, своего товарища (Варенька, Машенька, Максимушка).

Работу по грамматике провожу и на математике. Учу детей правильно согласовывать числительное с существительным (одна морковь, одно ведро). Конечно, это получается не у всех.

Во время прогулки дети учатся правильно находить толстое, тонкое, высокое, низкое дерево. Предлагаю детям погладить, прислониться щекой к стволу, определяют, что ствол гладкий или шершавый, холодный, твердый. Дети с удовольствием обхватывают дерево, прислоняются к нему, гладят.

Во время одевания и раздевание приучаю детей вежливому обращению с просьбой друг к другу, к взрослым, благодарить разными фразами (будьте добры, спасибо, благодарю).

Провожу обследование звуковой культуры речи так как у многих детей очень плохое произношение, поэтому ежедневно провожу артикуляционную гимнастику (2-3 раза в день).

В группе имеются предметные картинки на разные звуки, индивидуальные зеркала. Уже у многих детей стали появляться «непроизносимые» звуки. Дети делают гимнастику или просто какое-то упражнение, знакомое уже даже по названию. Работа эта трудная, требует много усилий от детей. Нравится, что дети учат друг друга тому или иному упражнению. Часто можно увидеть, как дети и перед большим зеркалом выполняют разные артикуляционные упражнения. Много провожу пальчиковых игр, игр со словами и с движениями (Строим дом, пили пила, этот пальчик). Использую чистоговорки на разные звуки: ша-ша-ша мама моет малыша; за-за-за рогатая коза и др. Это развивает у детей внимание, слух и память. Заучиваю с детьми скороговорки на разные звуки. Конечно, дети не все скороговорки могут произносить быстро, но запоминают их и знают много. При чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, потешек объясняю детям незнакомые слова, спрашиваю детей, а затем обобщаю сама. При заучивании детям трудно сразу прочитать выразительно, торопятся, неправильно делают дыхание, делают остановки, что-то теребят на себе. Над этим постоянно работаю. Художественное слово – это ведь не только сказки и стихи, но и загадки, пословицы, поговорки, считалки. Эти виды тоже прорабатываем с детьми. Очень любят загадывать загадки, неплохо стали отгадывать, объясняя отгадку.

В заключении слова С. Экзюпери: «Все мы родом из детства», а я хочу их перефразировать и сказать «Всё начинается с детства».

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация речевой активности в совместной деятельности с дошкольниками
Опубликовано: 4 января 2021 в 17:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация речевой активности в совместной деятельности с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Новожилова Маргарита Павловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД