Новожилова Маргарита Павловна
Организация речевой активности в совместной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Умение общаться со сверстниками и другими людьми- одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребёнка. Поэтому общение его со взрослыми является непременным условием для его всестороннего развития. Взрослые - хранители опыта, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения».
Публикация «Организация речевой активности в совместной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
Развитие речи, речевого общения- одна из главных задач воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ. Эта главная задача состоит из ряда направлений:
- воспитание звуковой культуры речи,
-обогащения речи,
-закрепления и активизации словаря,
-совершенствования грамматической правильности речи,
-формирование разговорной речи,
-развитие связной речи,
-воспитание интереса к художественному слову.
В своей работе, развитию речи я уделяю особое внимание. Много упражнений и игр провожу на обогащение словаря детей. Эту работу провожу,как в группе (фронтальная и индивидуальная работа, так и на прогулке. Детей учу подбирать слова - прилагательные к разным словам: какое небо? Какое солнце? День? Какая мама? И т. д. Дети научились делать это хорошо. Упражнялись в подборе глаголов к разным словам: что умеет делать котёнок? Человек? И если с начала дети называли всего несколько глаголов, то при многократном проведении таких упражнений, дети придумывали всё новые и новые слова.
Рассматривая те или иные предметы, учу детей называть их признаки, качества, действия и функции. Так, рассматривая при одевании и раздевании одежду, дети называют части рубашки: воротничок, карманы, рукава (длинные или короткие, манжеты, застёжки, их назначение. А какие ещё застёжки знают? (пуговицы, крючки, липучки, молнии, кнопки и т. д.) Назвав молнии, кнопки, переключаю внимание детей на многозначительность слов. Дети активно включаются в поисковую деятельность. Сначала только эти слова, а потом с увлечением называют и объясняют другие многозначительные слова (кисть, ручка, ключ). Со словами-антонимами знакомлю детей через игру «Наоборот». Все это обогащает словарный запас детей.
На специально- организованной деятельности учу детей делать обобщения. Это закрепляется многократным повторением в повседневной деятельности. Дети усвоили такие обобщения: фрукты, овощи, мебель, посуда, транспорт, одежда, головные уборы, обувь и т. д.
С увлечением дети подбирают однокоренные слова. С этой целью провожу игровое упражнение «Скажи по-другому». Детям нравится изменять слово и образовывать новое (кот, котик, коток, котяра, котище, котята и т. д.).
В группе имеются дидактические игры на формирование грамматического строя речи.
«Один-много», «Ищ-ик». В этих играх дети учатся изменять слова по падежам (один стол, много столов, одно окно – много окон). Это игровое упражнение провожу и по-другому: стол-столы, стул-стулья, волк-волки и т. д. Как же было интересно наблюдать за детьми, когда слово «человек» они сказали «человеки». Конечно, объяснила детям, что так говорить нельзя, надо заменить его на слова «народ или люди».
В разных игровых упражнениях дети учатся образовывать новые слова при помощи суффиксов (носик-носище, рука-ручища). Даю детям разные задания: трактор ведет – тракторист; на пианино играет, в хоккей играют …
Конечно, в образовании некоторых слов дети затрудняются. В младших группах да и в средних группах часто провожу игру «Назови ласково». Детям нравится называть себя ласково, своего товарища (Варенька, Машенька, Максимушка).
Работу по грамматике провожу и на математике. Учу детей правильно согласовывать числительное с существительным (одна морковь, одно ведро). Конечно, это получается не у всех.
Во время прогулки дети учатся правильно находить толстое, тонкое, высокое, низкое дерево. Предлагаю детям погладить, прислониться щекой к стволу, определяют, что ствол гладкий или шершавый, холодный, твердый. Дети с удовольствием обхватывают дерево, прислоняются к нему, гладят.
Во время одевания и раздевание приучаю детей вежливому обращению с просьбой друг к другу, к взрослым, благодарить разными фразами (будьте добры, спасибо, благодарю).
Провожу обследование звуковой культуры речи так как у многих детей очень плохое произношение, поэтому ежедневно провожу артикуляционную гимнастику (2-3 раза в день).
В группе имеются предметные картинки на разные звуки, индивидуальные зеркала. Уже у многих детей стали появляться «непроизносимые» звуки. Дети делают гимнастику или просто какое-то упражнение, знакомое уже даже по названию. Работа эта трудная, требует много усилий от детей. Нравится, что дети учат друг друга тому или иному упражнению. Часто можно увидеть, как дети и перед большим зеркалом выполняют разные артикуляционные упражнения. Много провожу пальчиковых игр, игр со словами и с движениями (Строим дом, пили пила, этот пальчик). Использую чистоговорки на разные звуки: ша-ша-ша мама моет малыша; за-за-за рогатая коза и др. Это развивает у детей внимание, слух и память. Заучиваю с детьми скороговорки на разные звуки. Конечно, дети не все скороговорки могут произносить быстро, но запоминают их и знают много. При чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, потешек объясняю детям незнакомые слова, спрашиваю детей, а затем обобщаю сама. При заучивании детям трудно сразу прочитать выразительно, торопятся, неправильно делают дыхание, делают остановки, что-то теребят на себе. Над этим постоянно работаю. Художественное слово – это ведь не только сказки и стихи, но и загадки, пословицы, поговорки, считалки. Эти виды тоже прорабатываем с детьми. Очень любят загадывать загадки, неплохо стали отгадывать, объясняя отгадку.
В заключении слова С. Экзюпери: «Все мы родом из детства», а я хочу их перефразировать и сказать «Всё начинается с детства».