Марина Комарова
Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению
Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния человека, поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей правильным способам коммуникативного общения.
Публикация «Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Наш детский сад работает по программе "Детство", программа направлена на формирование у детей социально-личностного развития, в ней есть раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений», включающий в себя несколько пунктов: «Ребенок и взрослые», Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание) в которых реализуется и обогащается представление детей о людях, их взаимоотношениях, культуре общения со взрослыми и сверстниками, культуре поведения в общественных местах.
В своей работе по речевому и коммуникативному развитию мы используем технологии Волчковой В. Н., «Комплексные занятия в старшей и подготовительной группах детского сада; Аджи А. В, «Комплексные интегрированные занятия в подготовительной группе детского сада»,Алябьевой Е. А. «Беседы о профессиях» Ушаковой О. С. «Знакомим дошкольников с литературой», Недоспасовой В. А. "Растем играя"
Одним из главных психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников, является организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи, развитие фонетико-фонематической стороны речи и ее моторных компонентов.
Что же такое речевая развивающая среда? Это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи и коммуникативного общения каждого ребенка.
Целью построения речевой развивающей среды является насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи и коммуникативного общения ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды можно выделить следующие:
Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Речевая развивающая среда в ДОУ строится в 2 направлениях:
Предметно-развивающая среда
Коммуникативно-речевая деятельность
Предметно-речевая среда включает в себя три направления:
Специальные объекты (в нашем детском саду они представлены уголками природы,мини-лабораториями, кабинетом педагога-психолога, уголками речевой деятельности, театрализованной зоной)
Не секрет, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра, поэтому игры и игровое оборудование включает в себя все пространство групповой комнаты: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сюжетные игрушки, маркеры игрового пространства, макеты.
Дидактические игры и пособия, их предназначение в обучении, упражнении и закреплении речевого развития детей. В группах они используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Включают в себя: демонстрационный материал (картины, иллюстрации), а также игры на различные тематики «Составь слово», «Азбука» «Кто плывет по реке», различные виды лото «Одежда» «Животные» и др.
Второе направление коммуникативно-речевая деятельность. Она включает в себя три коммуникативные системы взаимодействия:
Первая: ребенок-ребенок. В детском саду ребенок в течение дня находится в коллективе сверстников, поэтому неизбежно общение между ними, Общение осуществляется практически во всех видах детской деятельности на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности (организация подвижных и сюжетно-ролевых игр: умение договориться о игровых правилах, способах взаимодействия, разрешение конфликтных ситуаций) в режимных моментах (помощь друг другу в уборке игрушек, наведении порядка в группе, сборе на прогулку, а также дежурство, где важно умение распределить обязанности)
Вторая система ребенок-родитель. Родители проводят с ребенком меньше времени, чем он находится в детском саду. Но общение со взрослым родным человеком мамой, папой оказывает положительное влияние на развитие речевого и коммуникативного общения. Именно в семье ребенок видит отношения между близкими людьми, способы общения, взаимоотношения между членами семьи. Родители способствуют ознакомлению детей с окружающим миром (совместные поездки, чтение художественной литературы, беседы, игры)
Третья система-ребенок-педагог. Педагог играет главенствующую роль в речевом и коммуникативном развитии ребенка, т. к. в детском саду ребенок проводит большую часть времени. Речевое и коммуникативное развитие осуществляется во всех видах деятельности. При проведении непосредственно-образовательной деятельности, во время проведения экскурсий, наблюдений, воспитатель является образцом коммуникативного общения, умеет разрешать детские конфликты, способствует объединению детей по интересам, обращает внимание на застенчивых, малообщительных детей.
Формы работы по речевому развитию используемые в нашей работе:
Регламентированная деятельность
непосредственно-образовательная деятельность, где у детей формируем навыки речевого общения, знакомим с языковыми единицами, художественной литературой, упражняем в умении устанавливать контакты с окружающими людьми, сверстниками.
Совместная деятельность взрослого и ребенка.
Носит как индивидуальный так и подгрупповой способ общения. Выражается в сотрудничестве педагога и ребенка в каком-либо виде деятельности: игровой, театрализованной, конструктивной.
Самостоятельная деятельность ребенка
Включает в себя действия игровые или практические, которые ребенок осуществляет самостоятельно без помощи взрослого, она может носить как индивидуальный так и коллективный характер. Примером коммуникативной деятельности может служить организация сюжетно-ролевой игры, где дети самостоятельно берут и распределяют роли, договариваются о способах действия.
Большую роль в осуществлении речевого и коммуникативного общения играют экскурсии, как способ активного познания окружающего мира.
Дети старшей и подготовительной группы нашего сада часто ходят на экскурсии: в библиотеку, магазин, школу, на хлебозавод, где учатся общаться с другими людьми, задавать вопросы, вести диалог, а также знакомятся с этикетом, культурой общения.
Программа «Детство» предполагает интеллектуально-познавательное развитие детей посредством моделирования и знаковой системы. Поэтому в своей работе мы широко используем метод моделирования, который позволяет ребенку наиболее полно составить рассказ, пересказать литературное произведение, а также самому с помощью собственной нарисованной схемы придумать сказку, историю из личного опыта.
Помощь в создании речевой среды и формировании у детей речевого и коммуникативного общения оказывают наши родители, которые посещают родительские собрания, участвуют в мероприятиях, праздниках, проводимых в детском саду. являются активными участниками и персонажами детских праздников. Принимают участие в выставках, конкурсах. Педагоги стараются организовать интересные консультации, размещают информацию в уголках для родителей по речевому и коммуникативному развитию детей.
Вывод: речевая развивающая среда в старшей и подготовительной группах включает в себя:
грамотную речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
представления детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением).
И хотя проблема речевого и коммуникативного общения дошкольников на данном этапе стоит очень остро, мы пытаемся решить ее, используя наиболее эффективные формы и методы в работе с детьми.